МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 438 ПРИНЯТО: на Педагогическом совете МБДОУ детский сад № 438 Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО: приказом от 31.08.2023 № 104 заведующий МБДОУ детский сад №438 _________________ Н.К. Михалева ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 –7 ЛЕТ «Развитие логики и мышления» Срок реализации – 1 год Составитель программы: Учитель-дефектолог: Чупина Е.А. Екатеринбург, 2023 г. Пояснительная записка Математическое развитие детей – значимый компонент формирования целостной картины мира ребёнка, где одной из главных задач является развитие у ребёнка интереса к математике. Приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усвоить школьную программу. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Предматематическая подготовка по своему содержанию не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, которые помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения учебного материала в дальнейшем. Данная программа разработана с учетом: основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; пособия «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; пособия «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника» Л.Ф.Тихомирова математических знаний и их применения к решению разного рода задач. Новизна Основная образовательная программа нашей дошкольной организации разработана и утверждена Организацией самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерной программы «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и соответствует ФГОС ДО. Блок «Формирование элементарных математических представлений» представлен следующими разделами: «Количество и счет», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Геометрические фигуры», «Ориентировка во времени» и направлен на развитие первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. В программе предусмотрены задачи по формированию представлений об операциях с множествами (объединение, выделение из целого части и т.п.); задачи на формирование умения классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету). Логика - очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста важно развивать в детях логическое мышление. Дополнительная общеобразовательная программа «Развитие логики и мышления для дошкольников» дополняет блок «Формирование элементарных математических представлений» Основной образовательной программы дошкольной организации и способствует развитию логического мышления воспитанников, посредством развивающих игр нового поколения с использованием интерактивной панели «Колибри», которая включает в себя комплекс интерактивных развивающих игр на развитие познавательных психических процессов. «Волшебная поляна» и игровой центр «СОВА». Игровой центр «Сова» содержит интерактивные игры по образовательным областям. Познавательное развитие: цикл игр, «Игралочка» (ФЭМП, логическое развитие), цикл игр на развитие памяти, мышления, внимания, воображения. Речевое развитие цикл игр «Пишичитакса», «Играем в слова с Левушкой» и т.д. На занятиях применяются различные методики: Фиолетовый лес Воскобовича. Его методика дает максимально общее развитие личности ребенка, интеллекта, таланта. Сказки «Фиолетового леса» содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей, проблемными задачами. «Фиолетовый лес» способствует развитию: познавательных процессов – пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения. Применяются развивающие игры - палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша. Эти технологии являются эффективными дидактическими средствами логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста. Играя в игры, решая игровые ситуации, дошкольники овладевают простейшими логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение, доказательство; удовлетворяют потребность в активности, инициативности, самостоятельности, общении. На занятиях последовательно и постепенно решаются интеллектуальные и творческие задачи. Занятия построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Освоение окружающего мира дошкольниками идет не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» в специфических детских видах деятельностей (игре, исследовании, общении, конструировании и др.) Продвижение каждого ребенка вперед идет своим темпом по индивидуальной траектории. Это позволяет добиваться результативности в развитии логических приемов мышления независимо от исходного уровня развития ребенка. Актуальность Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка. Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память. Таким образом, недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления. Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.) убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от четырех до одиннадцати лет. Эти данные подчеркивают важность дошкольного детства, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, т.к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Важно отметить, что в исследованиях Н.Н. Поддьякова было выявлено, что дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сравнение, сериация, классификация. Цель и задачи программы Цель: формировать математическое, логическое и пространственное мышление; развивать творческое воображение, речь и мелкую моторику; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность. Задачи: Обучающие: - учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению; - учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами; - побуждать делать самостоятельные выводы; - учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения; - учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивающие: - развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; - развитие творческих способностей; - развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы; - закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в летку. Воспитательные: возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий; воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки. Принципы содержания программы: Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, искусства, продуктивной деятельности. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка. Форма, режим, структура занятий. Форма: Занятия проводятся с малой группой детей (2–4 ребенка), Длительность занятия 20 -25 минут, в зависимости от возраста ребенка. Периодичность - 1 раз в неделю. Общее количество занятий в год – 36 часов. Методы и приемы: 1. Словесный метод 2. Наглядный метод 3. Практический 4. Игровой Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы: - арифметические и геометрические навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия; - произвольность психических процессов, абстрактно-логических и нагляднообразных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речьрассуждение; - основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики; - творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами; - навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам; Умение выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов: 1. Развитие внимания 2. Развитие памяти. 3. Развитие восприятия. 4. Развитие воображения. 5. Развитие мышления. Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников. Способы определения результативности 1.Педагогическое наблюдение. 2.Педагогический анализ результатов: обучающимися диагностических заданий. тестирования, выполнения Используемая литература «Колибри» Интерактивная панель – комплекс развивающих игр с методическим описанием. «Фиолетовый лес» Воскобович – методическое пособие. «Развиваем логику» Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- наДону2014г. «Математическое развитие детей 4-7 лет» Л.В. Колесникова, изд. «Учитель» Волгоград2014г. «Всё по полочкам» А.В. Горячев, Н.В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва 2004г. «Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г. «Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва 2013г. Комплексные занятия М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ,изд. «Учитель» Волгоград 2010г. «Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г «Логические задачки» О.А. Реуцкая. изд. «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова Москва ООО «Глобус» «Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2011г. «Электронные ресурсы»