I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение о консультационном центре Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 438 для родителей (законных представителей) воспитанников, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, для получения методической, психологопедагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы (далее — Положение) разработано в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»; - Постановлением Правительства Свердловской области от 02.06.2015 г. № 44-ПП «Об утверждении Порядка представления родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры»; - Уставом МБДОУ. 1.2. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с организацией и предоставлением методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (далее помощь), устанавливает обязательные требования, обеспечивающие необходимый уровень помощи родителям (законным представителям), а также способы предоставления помощи родителям (законным представителям) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 438 (далее – МБДОУ). 1.3. Консультационный центр МБДОУ для родителей (законных представителей) воспитанников, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, для получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы (далее – Центр) является одной из форм взаимодействия МБДОУ с населением. 1.4. Помощь родителям (законным представителем) детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные организации, предоставляется без взимания платы. 1.5. Информация о деятельности Центра и способах получения помощи размещается на официальном сайте МБДОУ в сети «Интернет» (далее – Сайт) 2 1.6. В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребѐнка, иными Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, уставом МБДОУ, настоящим Положением и другими нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ. 1.7. Развитие системы ранней и консультативной помощи осуществляется на основе следующих принципов: 1.1.1. Взаимодействие с образовательными, консультативными, медицинскими и социальными учреждениями различных ведомств, от деятельности которых зависит полнота и развитие системы ранней и консультативной помощи. 1.1.2. Управление системой ранней и консультативной помощи, обеспечивающее ее устойчивость, развитие, высокое качество, методологическую и организационную целостность. 1.1.3. Доступность ранней и консультативной помощи. 1.1.4. Открытость и прозрачность деятельности Центра ранней и консультативной помощи для родителей (законных представителей) и социума 1.1.5. Непрерывность и длительность ранней и консультативной помощи с предоставлением необходимых услуг в режиме сопровождения ребенка и его семьи до их завершения. 1.1.6. Приоритет оказания услуг ранней и консультативной помощи в естественной для ребенка деятельности, в присутствии родителей. 1.1.7. Обеспечение преемственности в сопровождении ребенка и семьи. II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРА 2.1. Целью деятельности Центра является предоставление методической, психолого-педагогической и консультативной помощи родителям (законным представителям). 2.2. Задачи Центра: 2.2.1. Поддержка семей, осуществляющих дошкольное образование в форме семейного образования, формирование психолого-педагогической грамотности у родителей (законных представителей). 2.2.2. Диагностика основных сфер развития ребенка (познавательной, социальноэмоциональной, сенсорной, двигательной, речевой, сферы самообслуживания). 2.2.3. Ранняя помощь ребенку и семье: - создание индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ) сопровождения ребенка и семьи; - мониторинг эффективности помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в ИОМ; - обеспечение подготовки перехода ребенка раннего возраста в дошкольную образовательную организацию; - содействие социальной интеграции семьи и ребенка. 2.2.4. Информационно-правовая и социально-психологическая поддержка 3 родителей и семьи, а именно: - раннее сопровождение и поддержка родителей (законных представителей) при рождении ребенка; - консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития; - предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги. III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА 3.1. Диагностическое: - индивидуальная комплексная диагностика развития ребенка; - изучение потребностей и ресурсов семьи. 3.2. Консультативное: - консультирование родителей по результатам проведенного обследования, - консультирование родителей по организации работы с ребенком. 3.3. Коррекционно-развивающее: - помощь родителям в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе межведомственного взаимодействия; - разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка, имеющего проблемы в развитии; - разработка и реализация комплексных программ сопровождения ребенка и его семьи; - индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие и коррекционнореабилитационные занятия с детьми и их родителями по преодолению выявленных проблем в развитии, воспитании и обучении; организация работы детско-родительских групп; - участие в реализации индивидуальной программы реабилитации ребенкаинвалида; - тренинги для родителей (законных представителей), родительские группы по повышению психолого-педагогической компетентности. 3.4. Информационно-просветительское: - поддержка общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями; - психологическое просвещение родителей по вопросам раннего развития детей; - информирование населения об услугах, оказываемых Центром. IV. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА 4.1. Центр создается приказом заведующего МБДОУ. 4.2. Общее руководство и контроль за деятельностью Центра осуществляет заведующий МБДОУ. 4 4.3. Руководство деятельностью Центра, координацию и организацию взаимодействия педагогов МБДОУ осуществляет руководитель Центра, назначенный приказом заведующего МБДОУ, являющийся членом педагогического коллектива МБДОУ. 4.4. Руководитель Центра организует деятельность данного Центра МБДОУ и несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию и результаты деятельности Центра в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и уставом МБДОУ. Степень ответственности других специалистов Центра устанавливается должностными инструкциями. 4.5. Руководитель Центра представляет заведующему МБДОУ: - планы работы Центра на год, на месяц; - статистические и аналитические отчеты; - планирование индивидуальных и групповых занятий; - другую учетную и отчетную документацию. 4.6. Специалистами Центра являются: заместитель заведующего по ВМР, учительлогопед, дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели МБДОУ. 4.7. Состав консультационного центра выбирается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего МБДОУ. 4.8. Для работы в Центре могут привлекаться по согласованию лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации других медицинских, консультативных, социальных учреждений. 4.9. Деятельность специалистов регламентируется настоящим Положением. 4.10. Центр самостоятельно разрабатывает годовой план работы и расписание занятий, утверждаемые заведующим МБДОУ детского сада № 438. 4.11. Специалисты Центра отчитываются о своей работе перед педагогическим советом МБДОУ. 4.12. Целевой группой, в отношении которых осуществляется деятельность Центра являются дети от 2 месяцев до 7 лет и их родители (законные представители). 4.13. Помощь родителям (законным представителям) предоставляется на основании устного обращения одного из родителей (законного представителя) по телефону (343)210-93-23, личного обращения, письменного заявления одного из родителей (законного представителя), а также обращения одного из указанных лиц, направленного по электронной почте. 4.14. В письменном заявлении одного из родителей (законного представителя) указывается: - наименование организации, которой адресовано заявление; - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителя (законного представителя); 5 - почтовый адрес (адрес электронной почты), контактный телефон родителя (законного представителя); - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и дата рождения ребенка; - существо вопроса (вопросов); - личная подпись родителя (законного представителя). К заявлению прилагаются: - копия акта органа опеки и попечительства о назначении лица опекуном (в случае если заявитель является опекуном ребенка, оставшегося без попечения родителей); - копия свидетельства о рождении ребенка. Письменное заявление подлежит регистрации в журнале регистрации обращений за предоставлением помощи родителям (законным представителям) в день поступления и должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней со дня регистрации. Письменное заявление, не содержащее сведений о лице, направившем заявление (не указаны фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и почтовый адрес), оставляется без ответа. 4.15. Помощь заявителю оказывается по телефону в случае, если на ее предоставление требуется не более 15 минут. В случае поступления телефонного обращения, требующего более длительного времени для оказания помощи, либо в случае обращения за оказанием диагностической помощи заявителю по телефону назначается время и место личного приема для предоставления помощи. 4.16. При личном обращении родитель (законный представитель) должен иметь при себе: - паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий (для граждан Российской Федерации); - паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации; - свидетельство о рождении ребенка; - акт органа опеки и попечительства о назначении лица опекуном (в случае если заявитель является опекуном ребенка, оставшегося без попечения родителей). При личном обращении проводится беседа, в ходе которой определяется вид помощи, необходимой ребенку и (или) родителю (законному представителю), назначается время и место ее оказания. Периодичность проведения мероприятий с целью оказания помощи определяется МБДОУ самостоятельно с учетом мнения родителей (законных представителей). 4.17. В обращении одного из родителей (законного представителя), направленном по электронной почте, указывается: - наименование организации, которой обращение адресовано; - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителя (законного представителя); - почтовый адрес (адрес электронной почты), контактный телефон (по желанию) родителя (законного представителя); 6 - реквизиты акта органа опеки и попечительства о назначении лица опекуном (в случае если заявитель является опекуном ребенка, оставшегося без попечения родителей); - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и дата рождения ребенка; - реквизиты свидетельства о рождении ребенка; - существо вопроса (вопросов). Обращение, направленное по электронной почте, подлежит регистрации в журнале регистрации обращений за предоставлением помощи родителям (законным представителям) в день поступления и должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней со дня регистрации. Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, ответ на письменное заявление - в письменной форме по почтовому адресу, указанному в заявлении. 4.18. На письменное заявление об оказании методической и (или) консультативной помощи заявителю направляется ответ, содержащий запрашиваемую методическую и (или) консультационную информацию. На письменное заявление об оказании помощи, требующее представления большого объема информации или присутствия заявителя и ребенка для оказания помощи, или для проведения диагностики заявителю направляется приглашение (на почтовый или электронный адрес) на личный прием с указанием даты, времени и места его проведения. 4.19. В случае если необходима комплексная диагностика (учитель-логопед, педагог-психолог, другие специалисты), психолого-педагогическая, диагностическая помощь может быть предоставлена психолого-педагогическим консилиумом (далее ППк), создаваемым в МБДОУ. 4.20. Комплексная диагностика ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между МБДОУ и родителями (законными представителями) ребенка. 4.21. По результатам комплексной диагностики ППк составляется коллегиальное заключение. Каждым специалистом ППк также составляется заключение и разрабатываются рекомендации. 4.22. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, рекомендации специалистов реализуются только с согласия родителей (законных представителей). 4.23. Копии заключений специалистов, а также коллегиального заключения ППк выдаются на руки родителям (законным представителям). 4.24. Зачисление в Центр детей для получения дошкольного образования на индивидуальные и подгрупповые занятия производится на основании письменного заявления родителей (законных представителей) и договора, определяющего взаимоотношения между Центром и родителями (законными представителями). 7 4.25. Раннее выявление отклонений в развитии и оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи специалистами Центра включает следующие этапы: 4.25.1. Диагностика: - осуществляется специалистами Центра при обращении родителей (законных представителей); - по результатам диагностики специалисты Центра выдают родителям (законным представителям) проводят консультации и дают рекомендации по решению образовательных проблем ребенка; - в случае необходимости рекомендуют пройти обследование на ПМПК и (или) консультацию в медицинских организациях нужного профиля. 4.25.2. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с обязательным присутствием родителей (законных представителей). Возможно одновременное участие в проведении занятия различных специалистов Центра, если это определяется целью реализуемого ИОМ. 4.25.3. Этапные диагностические обследования (мониторинг) для оценки эффективности работы и корректировки (при необходимости) ИОМ, коррекции или реабилитации ребенка и семьи, реализуемые специалистами Центра. Периодичность комплексной диагностики развития ребенка раннего возраста – 1 раз в 6 месяцев, либо по показаниям развития ребѐнка. 4.26. В случае, если ребенок переходит из Центра в иную образовательную организацию, то ребенок отчисляется из Центра. V. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН 5.1. Родители (законные представители) при предоставлении помощи имеют право: - на уважительное и гуманное отношение; - получение бесплатной своевременной квалифицированной помощи специалистов педагогического профиля; - на выбор специалиста, формы и способа оказания помощи; - создание специальных условий коррекции и реабилитации для ребенка; - полноту информации о состоянии развития ребенка в пределах компетенции каждого из специалистов Центра - на сохранение профессиональной тайны; - на отказ на любой стадии от оказания помощи, а также от фото-, видео-, аудиозаписей при оказании помощи; - на получение информации о возможности оказания помощи, за исключением случаев оказания помощи анонимно; - иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 5.2. Родители (законные представители) обязаны: - информировать работников Центра о невозможности посещения ребенком занятий по уважительным причинам; - оказывать работникам Центра содействие в предоставлении информации о состоянии здоровья ребенка с целью учета показаний и противопоказаний при составлении индивидуальной программы коррекции и реабилитации. 5.3. Работники Центра имеют право: 8 - пользоваться имуществом МБДОУ; - планировать свою деятельность в соответствии с планом работы Центра; - готовить и вносить на рассмотрение заведующего МБДОУ предложения по совершенствованию организации труда, улучшению условий труда, в том числе в части установления надбавок, доплат и премирования работников за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей, по системе подбора кадров, расстановки кадров, их использования и повышения квалификации; - выбирать формы и методы работы в соответствии с целями и задачами, указанными в настоящем Положении; - участвовать в управлении Центром в порядке, определяемом Уставом МБДОУ. 5.4. Работники Центра обязаны: - квалифицированно выполнять должностные обязанности; - не допускать негуманных и дискриминационных действий; - уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы граждан; - сохранять профессиональную тайну с учетом требований настоящего Порядка; - соблюдать нормы профессиональной этики; - нести ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на них должностными инструкциями функций и задач; - информировать население, специалистов образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения о видах предоставляемых Центром услуг; - обеспечивать высокое качество и профессионализм при выполнении различных видов деятельности; - обеспечивать сохранность оборудования и имущества МБДОУ; - обеспечивать режим работы Центра в соответствии с графиком работы специалистов и режимом работы Центра; - отчитываться в установленном порядке перед руководителем Центра; - повышать свою квалификацию; - обеспечивать сохранность (неразглашение) персональных данных граждан, обратившихся в Центр за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. - выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.5. Консультационный центр несет ответственность: за компетентность и профессиональный уровень педагогических кадров, осуществляющих консультационную деятельность; за правильность в выборе форм и методов работы, адекватность используемых диагностических методик, опросов; за принимаемые решения; обоснованность и эффективность рекомендаций; за сохранение тайны информации о состоянии физического и психического здоровья ребенка. 9 5.6. Заведующий МБДОУ несет ответственность за организацию эффективной работы и создание условий по предоставлению помощи родителям (законным представителям) в МБДОУ. VI. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ЦЕНТРА 6.1. Центр ведет следующие формы учета деятельности: - годовой план работы; - график работы; - график работы специалистов Центра; - журнал регистрации обращений за предоставлением помощи родителям (законным представителям); - журнал учета проведенной работы. 10 Отчет о деятельности Консультационного центра(КЦ) за_________год Количество Из них: МБДОУ детского сада № 438 Возрастной состав детей, чьи родители обращений Оказание Проведение консультативной диагностического помощи обследования Анкетиро вание Друг ое (указ ать) обратились в КЦ чел. От 0до 3 С 3 до 7 С 7 лет и старше лет лет развития ребенка К отчету приложить аналитическую записку с описанием результатов работы КЦ (описание наиболее интересных мероприятий, организованных в рамках работы КЦ, интересные формы работы с детьми, родителями, количество детей) 11 Приложение 1 к Положению Журнал приема посетителей № п/п Дата ФИО родителя ФИ Домашний адрес Проведенная Кто Примечание ребенка, дата работа проводил рождения (консультиров ание, анкетирование, диагностика) Приложение 2 к Положению Методическое обеспечение деятельности КЦ 1.Примерный перечень тематик занятий с родителями и типовой план занятий Раздел Тематики Физическое развитие ребенка Особенности физического развития на различных ступенях дошкольного возраста Гигиена, режим дня и питание как основа нормального физического развития Гимнастика и закаливание Примерное недельное меню ребенка- дошкольника Психоэмоциональное развитие ребенка Особенности психоэмоциональной сферы ребенка Стрессовые события в жизни ребенка: профилактика и приемы снижения стрессовых нагрузок Становление и развитие личности Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст) Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка Социально-психологическое Детские игры и упражнения для формирования и развития у развитие и социализация ребенка ребенка коммуникативных компетенций Обеспечение успешной социализации ребенка в условиях семейного дошкольного образования Познавательные процессы (внимание, мышление, Особенности развития познавательных процессов в дошкольном память) и их развитие возрасте Упражнения и игры для развития внимания Упражнения и игры для развития памяти Упражнения и игры для развития мышления 12 Основы педагогики и образовательного процесс организации Основные задачи воспитания и образования детей-дошкольников Формирование эффективной образовательной среды в домашних условиях Что должен уметь ребенок на различных ступенях дошкольного возраста Организация занятий и примерный план занятий на дому по математике и счету Организация занятий и примерный план занятий на дому по развитию речи Организация план занятий занятий на и примерный дому по изобразительному искусству Организация занятий и на по формированию навыков дому примерный план занятий письма Проблемы воспитания и способы их Возрастные решения лет): кризисы особенности их (3-х лет, 7-ми протекания и условия воспитания, ориентированные на успешное преодоление кризисов 2.Типовой план занятия с родителями, проводимого специалистом ДКП: I блок. Информационно-организационный. 1. блок. Лекционный блок. 2. блок. Консультативно-профилактический. ІV блок. Итог занятия. Рефлексия. Обратная связь. Индивидуальные консультации. При организации занятий с родителями следует учитывать два их основных формата: групповое занятие и индивидуальная консультация. Преимущества групповых занятий следующие: централизованная передача знаний и практических советов; экономия времени и нагрузки специалистов ДКП; возможность практической отработки полученных на занятии знаний и навыков. Преимущество индивидуальной консультации заключается в большей актуализации обсуждаемой проблемы в контексте конкретного ребенка и 13 особенностей его личностных особенностей и семейного окружения. Значимым аспектом организации занятий с родителями на базе ДКП является обеспечение родителей методическими и дидактическими материалами, в состав которых могут входить следующее: комплекты лекций по теме занятия; информационные брошюры; дидактические материалы для занятий на дому (по математике, развитию речи и др.); интерактивные материалы (аудио- и видеозаписи); методические пояснения (инструкции) по применению дидактических материалов, тестовых заданий и др. Данные материалы целесообразно подготовить как в бумажном, так и в электронном формате. Электронный формат позволяет упростить задачу распространения материалов среди родителей – посредством записи файлов с материалами на цифровые носители родителей, централизованного размещения материалов на официальном сайте образовательной организации. 14 Приложение 3 к Положению СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» я, Ф.И.О. даю согласие на обработку своих персональных данных и персональных данных своего ребенка (детей) МБДОУ детский сад №_ » (место нахождения: ) (далее – Оператор) с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с целью получения консультативной, методической помощи, проведения диагностического обследования на базе диагностико-консультационного пункта, созданного на базе МБДОУ детский сад № ». Я предоставляю Оператору право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными участника: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение. Оператор вправе включать обрабатываемые персональные данные мои и моего ребенка (детей) в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные нормативными документами федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием, регламентирующими предоставление отчетных данных. Я оставляю за собой право отозвать свое Согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес Оператора по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручен лично под расписку Представителю Оператора. Настоящее согласие дано мной « действует бессрочно. Подпись » 20 г. и