IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский
сад № 438 разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой
дошкольного образования, утверждённой приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028, и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 с
изменениями. Программа учитывает законодательные нормативные акты, особенности
региона, образовательные потребности воспитанников и их семей, а также культурнообразовательные традиции учреждения. Программа направлена на детей в возрасте от 2
месяцев до 7 (8) лет, в том числе детей с ОВЗ, которые не имеют серьезных нарушений в
развитии и которым не показано обучение по адаптированной образовательной программе
дошкольного образования, и реализуется в группах общеразвивающей направленности.
Образовательная программа полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и
ФОП ДО, включая обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Обязательная часть Программы, составляющая не менее 60%,
включает содержание, обеспечивающее разностороннее развитие личности ребёнка, его
социализацию и подготовку к обучению в школе, полностью соответствует ФОП ДО. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, составляет до 40% и
ориентирована на учёт региональных и социокультурных особенностей, а также
индивидуальных образовательных запросов.
Программа ставит целью разностороннее развитие ребёнка на основе духовнонравственных ценностей российского общества, исторических и национально-культурных
традиций. Основные задачи включают создание условий для позитивной социализации,
формирования основ базовой культуры личности, эмоционального благополучия и
подготовки к обучению в школе.
Содержание программы охватывает образовательные области: социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое
развитие. Все области интегрированы в образовательный процесс для создания
оптимальной среды, способствующей гармоничному развитию детей. В рамках
образовательного процесса используются парциальная программа «Мир Без Опасности»
И.А. Лыковой, программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Одной из ключевых особенностей программы является её инновационная
направленность. МБДОУ детский сад № 438 является региональной инновационной
площадкой с проектом на тему «Экологическое волонтёрское движение как средство
социальной и психологической адаптации детей дошкольного возраста». Данный проект
направлен на формирование у детей основ экологической культуры, осознанного
отношения к природе и развитие навыков добровольческой деятельности. В рамках проекта
организуются экологические акции, исследовательские проекты, экскурсии и творческие
мероприятия с активным участием родителей. В части Программы, формируемой
участниками образовательного процесса, отражены компоненты данного инновационного
проекта.
78
Программа воспитания, являющаяся составной частью Программы, ориентирована
на формирование у детей духовно-нравственных ценностей, гражданской идентичности и
основ культуры поведения. Воспитательная работа включает патриотическое,
нравственное, экологическое и социально-коммуникативное направления, которые
реализуются через совместные проекты, тематические мероприятия, игры, беседы и
занятия. Важной составляющей программы воспитания является взаимодействие с семьями
воспитанников, направленное на создание единого воспитательно-образовательного
пространства. В Программе приведен Календарный план воспитательной работы.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников включает установление партнёрских отношений, основанных на принципах
доверия, открытости и взаимного уважения. Сотрудничество с родителями строится через
регулярные родительские собрания, консультации, тематические встречи, дни открытых
дверей и совместные мероприятия, такие как праздники, выставки и проекты. Педагоги
активно вовлекают родителей в образовательный процесс, создавая возможности для их
участия в жизни детского сада и воспитании детей. Особое внимание уделяется повышению
педагогической компетентности родителей через просветительскую деятельность,
организацию мастер-классов и семинаров. Такой подход способствует формированию
единого образовательного пространства, в котором реализуются задачи воспитания и
гармоничного развития ребёнка в активном взаимодействии с семьей.
Развивающая предметно-пространственная среда, созданная в детском саду,
соответствует требованиям ФГОС ДО. Она включает зоны для различных видов
деятельности, в том числе сюжетно-ролевых игр, творчества, познавательной активности,
физического развития. Пространства адаптированы под возрастные и индивидуальные
потребности детей и поддерживают их инициативу, самостоятельность и творчество.
Созданы теплица, летний и зимние сады с растениями, природными материалами и
оборудованием для исследовательской деятельности, что способствует реализации задач
экологического воспитания.
Результатом реализации программы является реализация целей и задач ФОП ДО,
достижение планируемых результатов каждой возрастной группы, формирование у
воспитанников основ социальной ответственности, навыков безопасного поведения,
экологической культуры, а также обеспечение их эмоционального благополучия.
Программа создаёт условия для успешной социализации, подготовки к обучению в школе и
развития мотивации к познанию, творчеству и самостоятельности.
79