I. Общее положение. 1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность при муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саде № 438 (далее - МБДОУ), в части оказания дефектологической помощи обучающимся, имеющим нарушения интеллектуального развития (далее - воспитанники) и трудности в освоении ими адаптированных основных образовательных программ. 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с законодательными нормативными документами: Примерное положение об оказании дефектологической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденное распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013г. «Об утверждении Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»; СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26). Уставом МБДОУ детский сад №438 1.3. Задачами организации по оказанию дефектологической помощи являются: - организация и проведение дефектологической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции психических нарушений (восприятие, память, внимание, мышление, речи); - организация проведения дефектологических занятий с воспитанниками с выявленными нарушениями; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания дефектологической работы с воспитанниками. II. Порядок оказания дефектологической помощи в МБДОУ 2.1. При оказании дефектологической помощи МБДОУ ведется документация согласно приложению №1 к Положению Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания дефектологической помощи. 2.2. Дефектологическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) воспитанников (приложения №2; №3 к Положению). III. Организация деятельности учителя – дефектолога в МБДОУ 3.1. Дефектологическое сопровождение ребенка осуществляется по заключению ТМПМПК и Ппк МБДОУ. 3.2. Список детей, нуждающихся в дефектологической помощи, составляется в результате обследования детей различными специалистами МБДОУ, а также в результате дефектологического обследования по запросу воспитателей и родителей в течение учебного года. Корректировка списка осуществляется с 1 по 15 сентября учителем – дефектологом, на основании имеющихся заключений ТМПМПК, и согласуется ППк.. 3.2.1. Диагностика воспитанников, нуждающихся в дефектологическом сопровождении, проводится в первые 15 рабочих дней сентября и мая. 3.2.2. Список детей, зачисленных на коррекционные занятия, составляется учителемдефектологом, согласуется заместителем заведующей по ВМР, утверждается заведующим МБДОУ. 3.2.3. На каждого ребенка, нуждающегося в дефектологическом сопровождении, заполняется бланк диагностики развития ребенка и план коррекционной работы согласно возрасту. 3.3. На коррекционные занятия по дефектологической помощи зачисляются дети, имеющие заключения психолого-педагогического консилиума (далееППк) и (или) ТМПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении адоптированных основных общеобразовательных программ ДО. 3.3.1. На каждого ребенка – инвалида специалисты ППк составляют адаптированную (индивидуальную) образовательную программу (далее – АИОП ДО). 3.4. Показатель коррекционной работы учителя-дефектолога - положительная динамика познавательного развития воспитанников. 3.5. Завершение дефектологического сопровождения воспитанников по мере устранения у них нарушений, по решению ППк МБДОУ. 3.6. Общее количество детей зачисленных на коррекционные занятия не должно превышать 20 человек. 3.7.Основной формой организации работы с детьми, которые нуждаются дефектологическом сопровождении, являются подгрупповые занятия от 2 человек. С детьми со сложной структурой дефекта – индивидуальные. 3.7.1. Занятия с детьми учителем – дефектологом проводятся ежедневно в часы его работы. Учитель – дефектолог имеет право брать ребенка, как в свободное от занятий время в режиме дня, так и во время их проведения (кроме физкультурных и музыкальных занятий) согласно циклограмме, утвержденной руководителем МБДОУ. 3.7.2 Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителядефектолога – 20 часов в неделю (Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 с изменениями и дополнениями от 13 мая 2019 г.). 3.7.3. Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» от 15мая 2013г № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13. Продолжительность логопедических занятий составляет: для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут; для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут; для детей от 6 до 7 лет до 30 минут. 3.7.4. Начало и продолжительность учебного года по дефектологическому сопровождению соответствует работе МБДОУ. IV. Организация деятельности логопункта при МБДОУ. 4.1. Дефектологическая помощь при МБДОУ предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается: - своевременным обследованием детей; - рациональным составлением расписаний совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми; - планированием подгрупповой и индивидуальной дефектологической работы; совместной работой учителя-дефектолога с воспитателями и родителями. 4.2. Основной формой организации коррекционной работы по дефектологическому сопровождению являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками, которые проводятся по основой адаптированной образовательной программе ДО МБДОУ. 4.3. Темы групповой и индивидуальной коррекционной непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками и учет посещаемости детей отражаются в журнале дефектологической коррекционной непосредственно образовательной деятельности. 4.4. Срок коррекционной работы по дефектологическому сопровождению при МБДОУ установлен в заключении ТПМПК. По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжение коррекционной работы, повторно обследуются членами ТПМПК. Основанием для продления срока коррекционной работы может быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, пропуски непосредственно образовательной деятельности по болезни и другие объективные причины. А также в случаях длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть рекомендовано, обратиться в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром,) или в ТПМПК для уточнения диагноза. 4.5. Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками по дефектологической помощи проводятся ежедневно как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности в режиме дня, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией МБДОУ (исключение составляют образовательные области «Коммуникация», «Познание»). 4.6. Темы подгрупповых и индивидуальных занятий, посещаемость детей фиксируется в журнале, в электронном варианте. Продолжительность дефектологической непосредственно образовательной деятельности в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой. V. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного процесса 5.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса по дефектологической помощи являются: ребенок, родители (законные представители), учитель-дефектолог, воспитатель, администрация МБДОУ. 5.2. Ребенок, с психическими нарушениями (восприятие, память, внимание, мышление, речи) имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о правах ребенка, законодательством Российской Федерации и ФГОС ДО. 5.3. Родители (законные представители) создают в семье условия благоприятные для общего и познавательного развития ребенка. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению психических нарушений ребенка. 5.4. Учитель-дефектолог проводит обследование психического развития (восприятие, память, внимание, мышление, речь) детей МБДОУ. 5.4.1. Подготавливает список детей, на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью. 5.4.2. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий по дефектологическому сопровождению. 5.4.3. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих психические нарушения (восприятие, память, мышление, внимание) их интеграцию в МБДОУ 5.4.5. Осуществляет отслеживание динамики устранения психических нарушений обучающихся. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы дефектологической помощи. 5.4.6. Взаимодействует с педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями): - оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями), информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации. - проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) детей, посещающих МБДОУ в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 5.4.7. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-педагогической комиссии. 5.4.8. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы. 5.4.9. Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы по дефектологическому сопровождению заведующей МБДОУ до 30 мая. 5.4.10. Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам. 5.5. Учитель-дефектолог создает предметную развивающую среду для своевременного когнитивного развития. 5.5.1. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы дошкольного образования детьми. 5.5.2. Воспитатель участвует по заданию учителя-дефектолога в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в когнитивном развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей. 5.5.3. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) детей. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности. 5.6. Администрация МБДОУ обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы. VI. Документация учителя-дефектолога - журнал обследования детей - Индивидуальная карта воспитанника - Тетрадь консультация для родителей - Рабочая программа учителей-дефектолога - Журнал взаимодействия с воспитателями групп - Журнал посещаемости воспитанников - Аналитический отчет о работе учителя-дефектолога за учебный год Приложение №1 К Положению о дефектологической помощи в МБДОУ № 438 Документация при оказании дефектологической помощи. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Программы дефектологической работы. Годовой план работы учителя-дефектолога. Расписание занятий учителя-дефектолога. Индивидуальные карты психического развития воспитанников. Индивидуальный план коррекционной работы. Электронный журнал учета индивидуальных, коррекционных занятий с детьми. Отчетная документация по результатам дефектологической работы. Приложение №2 К Положению о дефектологической помощи в МБДОУ № 438 Заведующему МБДОУ № 438 Н.К.Михалевой Согласие родителей (законных представителей) воспитанника на проведение дефектологической диагностики Я, ___________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) являюсь родителем (законным представителем) _____________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ФИО ребенка, дата рождения выражаю согласие на проведение дефектологической диагностики моего ребенка «_____»_____________________20_____г. _________________________ / подпись ___________/ расшифровка Приложение №3 К Положению о дефектологической помощи в МБДОУ № 438 Заведующему МБДОУ № 438 Н.К.Михалевой от_____________________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ Я, ___________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) являюсь родителем (законным представителем) _____________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ФИО ребенка, дата рождения Прошу организовать для моего ребенка дефектологические занятия в соответствии с рекомендациями ТМПМПК, ППк МБДОУ, учителя-дефектолога (нужное подчеркнуть) «_____»_____________________20_____г. _________________________ / подпись ___________/ расшифровка