Положение о дефектологической помощи в МБДОУ детский сад №438.pdf

I. Общее положение.
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность организации,
осуществляющей образовательную деятельность при муниципальном бюджетном
дошкольном образовательном учреждении детском саде № 438 (далее - МБДОУ), в части
оказания
дефектологической
помощи
обучающимся,
имеющим
нарушения
интеллектуального развития (далее - воспитанники) и трудности в освоении ими
адаптированных основных образовательных программ.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с законодательными
нормативными документами:
Примерное положение об оказании дефектологической помощи в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
утвержденное
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября
2013г. «Об утверждении Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования»;
СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных
организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15
мая 2013 г. № 26).
Уставом МБДОУ детский сад №438
1.3. Задачами организации по оказанию дефектологической помощи являются:
- организация и проведение дефектологической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции психических нарушений
(восприятие, память, внимание, мышление, речи);
- организация проведения дефектологических занятий с воспитанниками с
выявленными нарушениями;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания дефектологической работы с воспитанниками.
II. Порядок оказания дефектологической помощи в МБДОУ
2.1. При оказании дефектологической помощи МБДОУ ведется документация
согласно приложению №1 к Положению
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания дефектологической помощи.
2.2. Дефектологическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) воспитанников (приложения №2; №3 к
Положению).
III. Организация деятельности учителя – дефектолога в МБДОУ
3.1. Дефектологическое сопровождение ребенка осуществляется по заключению
ТМПМПК и Ппк МБДОУ.
3.2. Список детей, нуждающихся в дефектологической помощи, составляется в
результате обследования детей различными специалистами МБДОУ, а также в результате
дефектологического обследования по запросу воспитателей и родителей в течение
учебного года. Корректировка списка осуществляется с 1 по 15 сентября учителем –
дефектологом, на основании имеющихся заключений ТМПМПК, и согласуется ППк..
3.2.1. Диагностика воспитанников, нуждающихся в дефектологическом
сопровождении, проводится в первые 15 рабочих дней сентября и мая.

3.2.2. Список детей, зачисленных на коррекционные занятия, составляется учителемдефектологом, согласуется заместителем заведующей по ВМР, утверждается заведующим
МБДОУ.
3.2.3. На
каждого
ребенка,
нуждающегося
в дефектологическом
сопровождении,
заполняется бланк диагностики развития
ребенка
и план
коррекционной
работы
согласно
возрасту.
3.3. На коррекционные занятия по дефектологической помощи зачисляются дети,
имеющие заключения психолого-педагогического консилиума (далееППк) и (или)
ТМПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи
воспитанникам, испытывающим трудности в освоении адоптированных основных
общеобразовательных программ ДО.
3.3.1. На каждого ребенка – инвалида
специалисты ППк составляют
адаптированную (индивидуальную) образовательную программу
(далее – АИОП ДО).
3.4. Показатель коррекционной работы учителя-дефектолога - положительная
динамика познавательного развития воспитанников.
3.5. Завершение дефектологического сопровождения воспитанников по мере
устранения у них нарушений, по решению ППк МБДОУ.
3.6. Общее количество детей зачисленных на коррекционные занятия не должно
превышать 20 человек.
3.7.Основной формой организации работы с детьми, которые нуждаются
дефектологическом сопровождении, являются подгрупповые занятия от 2 человек. С
детьми со сложной структурой дефекта – индивидуальные.
3.7.1. Занятия с детьми учителем – дефектологом проводятся ежедневно в часы его
работы. Учитель – дефектолог имеет право брать ребенка, как в свободное от занятий
время в режиме дня, так и во время их проведения (кроме физкультурных и музыкальных
занятий) согласно циклограмме, утвержденной руководителем МБДОУ.
3.7.2 Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителядефектолога – 20 часов в неделю (Приказ Министерства образования и науки РФ от 22
декабря 2014 г. № 1601 с изменениями и дополнениями от 13 мая 2019 г.).
3.7.3. Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное
физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами» от 15мая 2013г № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13.
Продолжительность логопедических занятий составляет:
для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут;
для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут;
для детей от 6 до 7 лет до 30 минут.
3.7.4. Начало и продолжительность учебного года по дефектологическому
сопровождению соответствует работе МБДОУ.
IV. Организация деятельности логопункта при МБДОУ.
4.1. Дефектологическая помощь при МБДОУ предусматривается четкая
организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:
- своевременным обследованием детей;
- рациональным составлением расписаний совместной непосредственной
образовательной деятельности с детьми;
- планированием подгрупповой и индивидуальной дефектологической работы;
совместной работой учителя-дефектолога с воспитателями и родителями.
4.2. Основной формой организации коррекционной работы по дефектологическому
сопровождению являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно
образовательная деятельность с воспитанниками, которые проводятся по основой
адаптированной образовательной программе ДО МБДОУ.

4.3. Темы групповой и индивидуальной коррекционной непосредственно
образовательной деятельности с воспитанниками и учет посещаемости детей отражаются
в журнале дефектологической коррекционной непосредственно образовательной
деятельности.
4.4. Срок коррекционной работы по дефектологическому сопровождению при
МБДОУ установлен в заключении ТПМПК. По окончании установленного срока дети,
нуждающиеся в продолжение коррекционной работы, повторно обследуются членами
ТПМПК. Основанием для продления срока коррекционной работы может быть тяжесть
дефекта, соматическая ослабленность, пропуски непосредственно образовательной
деятельности по болезни и другие объективные причины. А также в случаях длительного
отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям)
может быть рекомендовано, обратиться в соответствующие лечебно-профилактические
учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром,) или
в ТПМПК для уточнения диагноза.
4.5. Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками
по
дефектологической помощи проводятся ежедневно как в часы, свободные от
непосредственно образовательной деятельности в режиме дня, так и во время их
проведения, но по согласованию с администрацией МБДОУ (исключение составляют
образовательные области «Коммуникация», «Познание»).
4.6. Темы подгрупповых и индивидуальных занятий, посещаемость детей
фиксируется в журнале, в электронном варианте. Продолжительность дефектологической
непосредственно образовательной деятельности в каждой возрастной группе определяется
реализуемой программой.
V. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного процесса
5.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса по дефектологической
помощи являются: ребенок, родители (законные представители), учитель-дефектолог,
воспитатель, администрация МБДОУ.
5.2. Ребенок, с психическими нарушениями (восприятие, память, внимание,
мышление, речи) имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о правах
ребенка, законодательством Российской Федерации и ФГОС ДО.
5.3. Родители (законные представители) создают в семье условия благоприятные
для общего и познавательного развития ребенка. Взаимодействуют с педагогическими
работниками по преодолению психических нарушений ребенка.
5.4. Учитель-дефектолог проводит обследование психического развития
(восприятие, память, внимание, мышление, речь) детей МБДОУ.
5.4.1. Подготавливает список детей, на учебный год, в соответствии с предельной
наполняемостью.
5.4.2. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных
и подгрупповых занятий по дефектологическому сопровождению.
5.4.3. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы.
Составляет
индивидуально
ориентированные
коррекционные
мероприятия,
обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих
психические нарушения (восприятие, память, мышление, внимание) их интеграцию в
МБДОУ
5.4.5. Осуществляет отслеживание динамики устранения психических нарушений
обучающихся. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы
дефектологической помощи.
5.4.6. Взаимодействует с педагогическими работниками МБДОУ, родителями
(законными представителями):

- оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям
(законными представителями), информирует о ходе коррекционной работы, дает
необходимые рекомендации.
- проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных
представителей) детей, посещающих МБДОУ в вопросах развития и воспитания детей
дошкольного возраста.
5.4.7. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения,
территориальной психолого-педагогической комиссии.
5.4.8. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению
коррекционной работы.
5.4.9. Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы
по дефектологическому сопровождению заведующей МБДОУ до 30 мая.
5.4.10. Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно
действующим нормативным документам.
5.5. Учитель-дефектолог создает предметную развивающую среду для
своевременного когнитивного развития.
5.5.1. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы
дошкольного образования детьми.
5.5.2. Воспитатель участвует по заданию учителя-дефектолога в реализации
коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в
когнитивном развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
детей.
5.5.3. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
детей. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
5.6. Администрация МБДОУ обеспечивает создание условий для проведения с
детьми коррекционно-педагогической работы.
VI. Документация учителя-дефектолога
- журнал обследования детей
- Индивидуальная карта воспитанника
- Тетрадь консультация для родителей
- Рабочая программа учителей-дефектолога
- Журнал взаимодействия с воспитателями групп
- Журнал посещаемости воспитанников
- Аналитический отчет о работе учителя-дефектолога за учебный год

Приложение №1
К Положению о дефектологической помощи в МБДОУ № 438

Документация при оказании дефектологической помощи.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Программы дефектологической работы.
Годовой план работы учителя-дефектолога.
Расписание занятий учителя-дефектолога.
Индивидуальные карты психического развития воспитанников.
Индивидуальный план коррекционной работы.
Электронный журнал учета индивидуальных, коррекционных занятий с детьми.
Отчетная документация по результатам дефектологической работы.

Приложение №2
К Положению о дефектологической помощи в МБДОУ № 438
Заведующему МБДОУ № 438
Н.К.Михалевой
Согласие родителей (законных представителей) воспитанника на проведение
дефектологической диагностики

Я, ___________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя)
являюсь родителем (законным представителем) _____________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
ФИО ребенка, дата рождения
выражаю согласие на проведение дефектологической диагностики моего ребенка

«_____»_____________________20_____г.
_________________________

/
подпись

___________/
расшифровка

Приложение №3
К Положению о дефектологической помощи в МБДОУ № 438
Заведующему МБДОУ № 438
Н.К.Михалевой
от_____________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, ___________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя)
являюсь родителем (законным представителем) _____________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
ФИО ребенка, дата рождения
Прошу организовать для моего ребенка дефектологические занятия в соответствии с
рекомендациями ТМПМПК, ППк МБДОУ, учителя-дефектолога (нужное
подчеркнуть)

«_____»_____________________20_____г.
_________________________

/
подпись

___________/
расшифровка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».