Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы условия без барьерной среды для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
Nп/п |
Основные структурно-функциональные зоны |
Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов |
Условия без барьерной среды для воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья |
1 |
Территория, прилегающая к зданию (участок) |
доступно частично |
территория ДОУ асфальтирована , имеет твердое покрытие |
2 |
Вход (входы) в здание |
доступно условно, с помощью сотрудника |
установлен пандус |
3 |
Путь (пути) движения внутри здания, вт.ч. пути эвакуации) |
Доступно частично |
все помещения в местах входов и в коридорах хорошо освещены |
4 |
Зона целевого назначения здания посещения объекта) |
Доступно условно |
– разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с
ограниченными возможностями здоровья;– в групповых помещениях обеспечен
свободный доступ к играм и игрушкам; |
5 |
Санитарно-гигиенические помещения |
Доступно частично |
– ширина входных проемов для посетителей составляет не менее 1 м.;– все
помещения в местах входов и в коридорах хорошо освещены; |
6 |
Система информации и связи (на всех зонах) |
Доступно частично |
– установлены тревожная кнопка для экстренных вызовов, система наружного видеонаблюдения; –автоматическая пожарная сигнализация |
7 |
Квалифицированные кадры |
доступно полностью всем |
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими
коррекционно- развивающую деятельность: 2 учителя – логопеда, воспитатели,
имеющие первую и высшие квалификационные категории, педагог-психолог,
музыкальный руководитель, медицинский работник. Предоставлены услуги
ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь. При
организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи,
массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка,
релаксационное оборудование. |
Специально оборудованные учебные кабинеты
В
учреждении имеются следующие помещения:
5
групп (
групповая комната, раздевалка, туалет, моечная ). Имеются отдельные спальни в группе № 1, №
2, № 4
Это
основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Оснащены
детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного
развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. 6 групп оснащены
интерактивным оборудованием. Оборудование групповых помещений соответствует
росту и возрасту детей. В группах создана развивающая
предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития
воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с АООП ДО.
Внутреннее
пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные
помещения, позволяющие осуществлять развитие детей:
Физкультурный
зал, обеспеченный необходимым
оборудованием для проведения физкультурных занятий. Имеются, в количестве
рассчитанном по числу детей в группах: мячи разных размеров, обручи, коврики,
палки, флажки, кубики, кегли, ленточки, нетрадиционное оборудование и материалы
и т.д. Зал обеспечен лавочками, лестницами.
Музыкальный
зал, обеспеченный зеркалами, стульями, музыкальным оборудованием для проведения
музыкальных занятий. В данном помещении установлено мультимедийное
оборудование.
Кабинет
педагога-психолога, который включает в себя следующие рабочие зоны:
пространство для взаимодействия с детьми (мебель детская, малогабаритный мягкий
диван, кресло, ковер, аудиоаппаратура, музыкальные записи релаксационной
направленности, а также стимульный материал к диагностико-коррекционным
методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией); пространство
взаимодействия со взрослыми (небольшой стол, стулья, стимульный материал к
тестам, анкетные бланки, литература по проблемам возрастного развития детей);
профессиональная зона для организационно-планирующей работы психолога
(письменный стол, стул, компьютер, шкаф для хранения документации).
Методический
кабинет, обеспеченный программно-методической литературой необходимой для
ведения педагогического процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические
материалы, материалы из опыта работы педагогов ДОУ, компьютер для ведения
документации и работы с педагогами. Оборудовано компьютеризированное рабочее
место для педагогов, с принтером и выходом в интернет, позволяющее готовить
дидактический материал к педагогическому процессу и документацию, установлено
мультимедийное оборудование.
В учреждении функционируют два логопедических
кабинета. Все кабинеты обеспечены необходимым оборудованием для
коррекционно-развивающей работы с детьми.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:
- групповые помещения
- кабинет педагога-психолога
- музыкальный зал совмещенный со спортивным
- комната ЛФК
- логопедические кабинеты
- кабинет учителя-дефектолога
- спортивная площадка
Все
объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также
обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности
детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и
искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями
санитарных правил и норм.
Детская
мебель и оборудование помещений изготовлены из материалов, безвредных для
здоровья детей. Стулья и столы промаркированы в соответствии с ростом детей.
Развивающая
предметно-пространственная среда ДОУ
организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям. В
группах созданы условия для всех видов детской деятельности: учебной, игровой.
Каждая группа отличается своей индивидуальностью. Содержание развивающей среды
в группах отражает освоение детьми знаний образовательных областей.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально
оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено.
Книжный фонд размещён в методическом кабинете и группах.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к
объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья –не
ограничен.
Объекты спорта Описание
(оборудование) Физкультурно-музыкальный
зал В зале
проводятся физкультурные занятия. Также в
зале проходят спортивные праздники и развлечения. Для
физкультурных занятий с детьми имеется разнообразное спортивное оборудование:
гимнастические стенки и скамейки, спортивные маты, пластиковые лыжи,
спортивные тренажёры, скакалки, обручи, спортивные модули, батуты, и др. Также имеются
мячи разных размеров, атрибуты для проведения общеразвивающих упражнений
(кегли, флажки, кубики, султанчики, ленты и пр). Все это
находится в специальных корзинах и шкафах, предназначенных для физкультурного
оборудования. Весь инвентарь
поддерживается в хорошем рабочем состоянии. Комната ЛФК Имеются
тренажеры, разнообразные виды оборудования для массажа и самомассажа, пособия
для дыхательной гимнастики, комплексы утренней и корригирующей гимнастики,
тренажёры Физкультурный
уголок в группах Оборудование для
ходьбы, бега, равновесия (коврик массажный) Для прыжков
(скакалка короткая) Для катания,
бросания, ловли (обруч большой, мяч для мини-баскетбола, мешочек с грузом
большой, малый, кегли, кольцеброс) Атрибуты к
подвижным и спортивным играм Игровая
спортивная площадка Используется для
занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников,
досугов и развлечений на улице. Групповые
участки с прогулочными верандами Малые спортивные
формы (спортивные стенки для лазания, оборудование для и развития
равновесия), сюжетные игровые постройки для организации детской деятельности,
соответствующие возрасту и росту воспитанников.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличиеобучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью |
В 2020-2021 учебном году в ДОУ: 66 воспитанников с ОВЗ из них 28 детей
-инвалидов |
Обеспечение доступа в здания для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью |
Организовано обеспечение доступа в здания учреждения (наличие пандуса,
расширенных дверных проемов). Территория ДОУ асфальтирована, имеет твердое покрытие. Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории
инвалидов Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов,
2 этаж доступен с помощью сопровождающего из числа сотрудников: – ширина в коридорах на разных участках составляет 1,5-2,80 м.; – ширина входных проемов для посетителей составляет не менее 1,5 м.; – все помещения в местах входов и в коридорах хорошо освещены; – группа № 5 оборудована для детей инвалидов с нарушениями
опорно-двигательного аппарата; Установлены тревожная кнопка для экстренных вызовов, система
видеонаблюдения; автоматическая пожарная сигнализация
оборудованазвуковой сигнализацией. |
Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов |
Дети-инвалиды и дети с ОВЗобучаются по адаптированной
образовательной программе дошкольного образования с применением специальных
методов обучения и воспитания; специальных учебных пособий и дидактических
материалов для них не требуются. Обучающимсяпри возникновении необходимости предоставляются
специальные учебные пособия и дидактические материалы предоставляются по
запросу. |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования |
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования по адаптированной образовательной программе дошкольного
образования не предусмотрено. Во время проведения занятий в группах,
где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение
мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для
повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными
нарушениями. |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими
коррекционно- развивающую деятельность: 2 учителя – логопеда, воспитатели,
педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, инструктор по
физической культуре, музыкальный руководитель. Все педагоги имеют первую и
высшую категорию.При организации образовательной,
игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется
коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие
спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование. Организация развивающих тренингов с ОВЗ и инвалидностьюпо следующим
направлениям: — эффективная межличностная коммуникабельность детей; — обучение навыкам самоконтроля; — обучение эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях; — повышение самооценки личности лиц с ОВЗ; — групповая психотерапия лиц с ОВЗ. |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:
возможность индивидуального сопровожденияпо
организационнымвопросам; работа с семьей; методическая работа с
педагогами; организация внеучебной (воспитательной) работы; оказание
содействия детям с ОВЗ в организации отдыха и
т.д. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду организуют
педагог-психолог и воспитатель. |
Для организации разнообразных видов
деятельности обучающихся МБДОУобеспечено средствами обучения
ивоспитания:
– игровым и учебным оборудованием
(дидактические игры, игрушки, учебные пособия),
– спортивным оборудованием и
инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.),
– учебно-наглядными пособиями
(тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал),
– компьютерным оборудованием, оснащенным
доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный
проектор),
– аппаратно-программными и
аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на
диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для
проведения образовательной деятельности по образовательным областям –
познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое,
художественно-эстетическое),
– печатными и иными материальными
объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками
(книги, энциклопедии и др.).
Доступ к средствам обучения и воспитания,
в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья – не ограничен.
Во время проведения занятий в группах, где
обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных
средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня
восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные
особенности здания учреждения не предусматривают наличие подъемников, других
приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). В здание образовательной организации обеспечен
доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки
вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери в
Учреждение. Лестницы Учреждения имеют закругленные ступени. Для ориентирования
слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней
ступени на всю ширину выполнены контрастные полосы ярко - желтого цвета. При
необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Официальный сайт МБДОУ имеет версию для слабовидящих людей.
Специальные условия питания
Для
организации питания (хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и
кулинарных изделий) функционирует пищеблок с подсобными помещениями,
оснащённый:
технологическим оборудованием (производственные столы, электрическая плита, электромясорубка, контрольные весы, стеллажи, подтоварники, жарочный шкаф);холодильным оборудованием (средне - и низкотемпературные холодильные шкафы);моечным оборудованием (моечные ванны, раковина для мытья рук); инвентарём, посудой, тарой.
Для
организации питания детей в группах (подготовка готовых блюд к раздаче; мытьё
столовой посуды) оборудованы буфетные, в которых размещены посуда и столовые
приборы, мелкий инвентарь; двухсекционные ванны, стеллажи для просушивания
посуды; хозяйственные шкафы. Организация питания осуществляется в соответствии
с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
и примерным 10-дневным меню для детей от 3 до 7 лет, разработанным с учетом
физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей раннего и
дошкольного возраста, утвержденного заведующим Учреждения. На каждое блюдо для
примерного 10-дневного меню разработаны технологические карты.
Воспитанники
получают четырех разовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, уплотнённый
ужин в соответствии с режимом дня
Учреждения.
Специальное меню разработано для детей:
- с лактозной непереносимостью;
- с глютено непереносимостью.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется по договору с МАУ Детской городской больницей №8 медицинской сестрой и врачом-педиатром, которые наблюдают за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организуют и проводят при согласии родителей (законных представителей) обучающихся медицинские осмотры, профилактические прививки, контролируют санитарное состояние помещений ДОУ, работают с воспитанниками по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ.
Медицинский
блок (медицинский кабинет, процедурный кабинет)
Он
оснащен необходимым оборудованием в соответствии с санитарными требованиями: в
медицинском кабинете имеется ростомер, весы, рабочий стол медсестры, кушетка,
шкаф для хранения документации, в процедурном кабинете - холодильник для
хранения вакцины, шкаф для медикаментов, 2 процедурных стола, кварцевая лампа.
Для оказания доврачебной помощи имеется все в соответствии с требованиями.
Функционирует
психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью
ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-
педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей
образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными
потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно
сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями
направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В
детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на
полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику
заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В целях информационного обеспечения образовательного процесса в МБДОУ № 438 обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется подключение к сети Интернет. Детский сад имеет свой сайт, электронную почту. Оборудовано 13 автоматизированных рабочих мест: заведующего, делопроизводителя, старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателе, музыкального руководителя. Все педагоги учреждения имеют доступ к сети Интернет. В коррекционном кабинете имеется интерактивное оборудование с методическим обеспечением.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не обеспечивается.
Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада - версия для слабовидящих.
Электронные образовательные интернет-ресурсы,
используемые в образовательном процессе
Министерство образования и науки Российской Федерации |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Информационная система «Единое окно доступа к
образовательным ресурсам» |
|
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
|
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Приспособленные электронные образовательные ресурсы
для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В
нашем детском саду имеются технические
средства обучения коллективного и индивидуального пользования для
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья: интерактивное пособие Колибри; мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) – в музыкальном
зале; музыкальные центры (музыкальный,
спортивный залы); магнитофоны (в каждой возрастной группе).