I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение о логопедической помощи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 438 (далее — Положение) разработано в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373; - Примерным положением об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утв. распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 г. № Р-75 - Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 438. 1.2. Положение регламентирует деятельность Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 438 (далее - МБДОУ) в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной речи (далее – обучающиеся) и трудности в освоении ими основных образовательных программ (в том числе и адаптированных). 1.3. Задачами организации по оказанию логопедической помощи являются: организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся; организация и проведение логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи. организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися. II. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. 2.1. При оказании логопедической помощи МБДОУ ведется документация согласно Приложению 1. Документация ведется учителем-логопедом МБДОУ и хранится на логопункте. Срок хранения документации составляет 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется МБДОУ исходя из: 1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико2 педагогической комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица на 5(6) -12 указанных обучающихся; 2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее ППк) и или ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендованного расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся; 3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителемлогопедом МБДОУ, из рекомендованного расчета 1 штатная единица учителялогопеда на 25 таких обучающихся; 2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании согласия родителей (законных представителей) и (или) личного заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (Приложения 2 и 3 к Положению). 2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностическое включает проведение общего срезового обследования обучающихся с 3-х летнего возраста, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие статус обучающегося. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика обучающегося (Приложение 4) и оформлено обращение к учителю-логопеду. После обращения учительлогопед проводит диагностические мероприятия согласно п.2.4 Положения. 2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи формируется на основании результатов логопедической диагностики с учётом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК и ППк. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта заведующего МБДОУ. 3 2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы МБДОУ. 2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.9. Логопедические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (Приложение 5). 2.10. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающимися из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а так же другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом – методическая, подготовительная, организационная и иная. 2.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников организации, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: постоянно действующей консультативной службы для родителей (законных представителей); индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников МБДОУ; информационных стендов. III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом нормативных актов МБДОУ. 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а так же дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать МБДОУ, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в 4 развитии устной речи. 3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.3. Положения. Для детей, получающих образование вне МБДОУ (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих МБДОУ, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у -2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов». 3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями по адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых, индивидуальных занятий). 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендацией об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых, индивидуальных занятий). 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушения речи, выявленный по результатам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых/подгрупповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психологопедагогического сопровождения разработанной и утвержденной Организацией. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребёнка, создания предметноразвивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 мин. для детей от 3 до 4 лет – не более 15 мин. для детей от 4 до 5 лет – не более 20 мин. для детей от 5 до 6 лет – не более 25 мин. для детей от 6 до 7 лет – не более 30 мин. 3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования – не более 12 чел. 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендацией об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности 5 в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) – не более 12 чел. 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушения речи, выявленный по результатам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого- педагогического сопровождения разработанной и утвержденной Организацией. 6 Приложение 1. Документация МБДОУ при оказании логопедической помощи 1. 2. 3. 4. Программа логопедической работы. Годовой План работы учителя-логопеда. Расписание занятий учителя-логопеда. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логпедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости, электронный логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. Приложение 2. Согласие родителей (законных представителей) на логопедическое сопровождение ребенка Я ____________________________________________________________________________________, Ф.И.О. родителя (законного представителя) являясь родителем (законным представителем) (Ф.И.О., дата рождения ребенка) даю согласие на его (ее) логопедическое обследование в Муниципальном бюджетном дошкольном учреждении детский сад №438. Логопедическое сопровождение ребенка включает в себя: логопедическое обследование, групповые или индивидуальные занятия с ребёнком , консультирование родителей. Учитель-логопед: - проводит логопедическое обследование ребёнка с согласия родителей (законных представителей); - не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями; - по результатам обследования даёт рекомендации родителям для индивидуальной работы с ребёнком; - предоставляет информацию о ребенке (с согласия родителей) при оформлении в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК). Настоящее согласие дано мной «____»__________________ 20____г. и действует на время пребывания моего ребенка в Муниципальном бюджетном дошкольном учреждении детский сад №438. Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа. «______» _________________ 20_____ г. Подпись _______________________ 7 Приложение 3. Заведующему МБДОУ детский сад №438 Ф.И.О.______________________________ от _____________________________ Ф.И.О.родителя (законного представителя) Заявление Я,____________________________________________________________________________ Ф.И.О. родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем)_____________________________________________ (нужное подчеркнуть) _____________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. ребенка, дата рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого- педагогического консилиума/учителя логопеда (нужное подчеркнуть). «______»________________20_______г. /_____________________/______________________________ подпись расшифровка подписи Приложение 4. Характеристика обучающегося, выданная МБДОУ Общие сведения: - фамилия, имя, отчество ребенка; - дата рождения ребенка; - адрес регистрации по месту жительства (населенный пункт, улица, дом, квартира, пр.) - адрес фактического проживания - сведения о родителях (законных представителях); - с кем проживает ребенок; - контактная информация семьи. История обучения ребенка до обращения на ПМПК: - обучался ли где-либо до поступления в эту образовательную организацию; - оставался ли на второй год, в каких классах (для детей школьного возраста); - причины перевода из другой образовательной организации (в случаях, если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации). Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организации: - группа; - программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная; - форма обучения (указывается, если ребенок обучается на дому, дистанционно и др.); - возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации; - особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации; - отношение к учебной (в ДОО - к детской продуктивной, игровой, познавательной) 8 деятельности, - отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее, - сформированность следующих навыкав - коммуникативных, навыков самообслуживания, игровых и др.); - как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы (принимает ли участие в организуемых занятиях, в т.ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий: проявляет заинтересованность, стремление выполнить задания; в игровой деятельности - наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками: стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает сам игру и стремится быть понятым сверстниками и т.п.), - развитие моторики (общая моторная неловкость, двигательная расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют) и речи (речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли); В характеристику включаются сведения о его работоспособности (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т.п.) и особых трудностях (дисфункциях), наблюдаемых в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги, неразличение правой и левой сторон и т.п.); В завершение характеристики оценивается: - уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в группе), - общая осведомленность ребенка о себе (оценивается в соотнесении с календарным возрастом); - взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети; - какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.); - особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания), - отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.). - Вывод об имеющихся признаках нарушения устной речи, являющейся причиной обращения в логопедическую службу Организации. В Характеристике отражаются возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе, а также обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка. Следует указать цель составления документа, дату его оформления, характеристика заверяется подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица). Оригинал Характеристики предоставляется родителями (законными представителями ребенка) на Комиссию и хранится в Карте ребенка. Приложение к характеристике - 2 рисунка, выполненных в разной технике на разные темы. 9 Приложение 5. Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, предусмотрены три зоны: рабочая зона учителя-логопеда, коррекционно-развивающая зона и игровая. В рабочей зоне учителя-логопеда располагается мебель для ведения документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочее место оборудовано необходимой офисной оргтехникой и канцелярией. Зона коррекционно-развивающих занятий оборудована настенным зеркалом с дополнительным освещением, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возраста и психофизических и речевых потребностей детей. При оснащении игровой зоны предусматривается полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных сенсомоторных и творческих возможностей детей. 10 С Положением об оказании логопедической помощи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 438 ознакомлены: Дата Ф.И.О. Должность Подпись 11 12