МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 438
УТВЕРЖДЕНО:
приказом от 29.08.2024 № 72
заведующий МБДОУ
Н.К. Михалева
Дополнительная образовательная
программа художественно-эстетической
направленности
«Волшебный мир оригами»
на 2024-2025 учебный год
2024 г
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
Основания разработки рабочей программы
Направленность программы
Новизна программы
Актуальность программы
Цель и задачи реализации программы
Условия реализации программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Методы и формы обучения
Целевые ориентиры
Сроки реализации программы
II. Содержательный раздел Программы
2.1. Содержание образовательной работы с детьми
2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга)достижений детьми
планируемых результатов освоения
программы дошкольного образования
2.3. Интеграция образовательных областей
2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников
III. Организационный раздел Программы
3.1. Структура реализации образовательной деятельности
3.2. Максимально допустимая образовательная нагрузка
воспитанников группы (занятия)
3.3. Учебный план
3.4 Методические обеспечение образовательной деятельности
(список литературы)
I.
Целевой отдел Программы
1.1. Пояснительная записка
Основания разработки рабочей программы
Программа «Волшебный мир оригами» разработана в соответствии с новыми
требованиями
Федерального
Государственного
Образовательного
Стандарта
и
составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к
учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, а так же следующих
нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в
Российской Федерации»;
2.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г N28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
3.
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания".
5.
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо МО и Н РФ от 18 ноября 2015г. №09- 3242)
Направленность Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир
оригами» имеет художественно-эстатическую направленность, рассчитана на
ознакомительный уровень.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с
искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Новизна программы
Оригами – это японское искусство складывания бумаги. Секрет огромной популярности
оригами прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать
целый увлекательный, ни на что непохожий мир.
Достоинства в развитии ребенка при работе с оригами:
–
развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у
них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит
развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не
только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев
развивает мозг, его способностьконтролировать, анализировать, повелевать;
–
способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться
на процессе изготовления, чтобы получить желаемыйрезультат;
–
имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их
творческого воображения, художественного вкуса;
–
стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку,
должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
–
активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у
ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов
складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их
значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
–
совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда;
–
способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки
животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся
сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное
искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся
с основными
геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно
происходит
обогащение
словаря
специальными
терминами. Дети
могут
легко
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что
необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого, дети узнают много нового, что
относится к геометрии и математике.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать
квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги
сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста.
Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а,
следовательно, и речь.
Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего
развития и успешной подготовки к школьному обучению, так как посредством этой
деятельности формируются важные качества детей:
–
умение слушать воспитателя;
–
принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
–
переориентировка сознания детей с конечного результата на способы
выполнения;
–
развитие самоконтроля и самооценки;
–
осознание собственных познавательных процессов.
Актуальность Программы
Работа в стиле оригами имеет большое значение
в развитии творческого
воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения
бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций,
активно стремиться к положительному результату.
Цель Программы
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и
эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники
оригами, как художественного способаконструирования из бумаги.
Задачи Программы:
обучающие:
–
знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т.д . и базовыми формами оригами;
–
формировать умения следовать устным инструкциям;
–
обучать различным приемам работы с бумагой;
–
обогащать словарь ребенка специальными терминами;
–
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
развивающие:
–
развивать
внимание, память,
логическое и
пространственное
воображения;
–
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
–
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазиидетей;
–
развивать пространственное воображение;
воспитательные:
–
воспитывать интерес к искусству оригами;
–
способствовать
созданию
игровых
ситуаций, расширять
коммуникативные способности детей;
–
совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке
рабочее место.
Условия реализации Программы
–
условия набора - принимаются только дети, посещающие дошкольное
образовательное учреждение (группы детей набираются без предъявления требований к
базовым знаниям);
–
условия формирования групп – старший дошкольный возраст (5-7 лет);
–
количество детей в группе - 7-15 человек.
Форма проведения занятий – занятия проводятся в группах и индивидуально,
сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Принципы и подходы к реализации Программы
1.
Принцип
наглядности.
Предполагает
широкое
представление
соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
2.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети
усваивали знания постепенно.
3.
Принцип
занимательности
интересным, увлекательным
–
изучаемый
для детей, этот
принцип
материал
должен
быть
формирует у детей желание
выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам.
5.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения
дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а
не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие –
приоритетные формы общения педагога с детьми.
Методы и формы обучения
В
ходе реализации задач программы предполагается
использовать
такие
методы обучения как:
1.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
–
словесный метод (устные изложения, беседы, рассказы);
–
практический метод (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам).
2.
–
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
пояснительно – иллюстративные методы (восприятие детьми готовой
информации);
–
репродуктивные
методы (воспроизведение
полученных
знаний
и
освоенных способов деятельности);
–
частично – поисковые методы (методы, предполагающие коллективный
поиск и решение поставленной задачи вместе с педагогом);
–
исследовательские
методы
(заключающиеся
в
осуществлении
самостоятельной творческой работы детьми).
3.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на
занятиях:
–
фронтальные методы (одновременная работа педагога со всеми детьми);
–
индивидуально – фронтальные методы (индивидуальные и фронтальные
формы работы чередуются);
–
групповые методы (организованная работа детей в группах);
–
индивидуальные
методы
(индивидуальное
выполнение
заданий
и
учебных проблем детьми).
В ходе реализации программы применяются формы очного обучения. Возможно
применение дистанционной формы обучения в связи сэпидемиологической обстановкой.
Занятия проводятся как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми,
рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические: подготовка
и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям.
В ходе занятий активно используются дидактические и подвижные игры, чтение
небольших литературных текстов, загадок, органично сочетающихся с содержанием
конспекта, пересказом небольших рассказов познавательного содержания и т.д.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления
оригами:
–
владение ножницами;
–
обработка квадрата;
–
создание основ (базовых форм) оригами;
–
аппликативное оформление оригами;
–
составление творческих композиций.
Педагогическая целесообразность Программы обусловлена важностью создания
условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей
пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий,
развития моторики и глазомера.
Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:
–
возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от
опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;
–
включение в программу не только обучения оригами, но и создание детьми
индивидуальных
и
коллективных
сюжетно
–
тематических
композиций
в
представленной технике;
–
использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой
природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.
Целевые ориентиры:
–
развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса, творческих способностей и
фантазии;
–
овладение навыками культуры труда;
–
улучшение коммуникативных способностей, приобретение навыков работы в
коллективе.
К концу обучения по данной программе дети:
знают:
об искусстве складывании из бумаги - оригами;
свойства и возможности бумаги как материала для художественного
творчества - основы знаний в области композиции;
технику изготовления игрушек – геометрические понятия и базовые формы
оригами;
умеют:
владеть различным приемам работы с бумагой;
следовать устным инструкциям педагога;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
пользоваться различными материалами и инструментами;
Результат
освоения
Программы
–
умение
конструировать
из
бумаги,
формирование у детей интереса к обучению, уверенности в своих силах, любви к
выдумке и фантазии.
Для успешной реализации Программы необходимо материально- техническое
обеспечение:
–
бумага офисная белая;
–
бумага цветная;
–
картон цветной;
–
картон белый;
–
клей ПВА;
–
ножницы;
–
линейка;
–
простой карандаш;
–
цветные карандаши.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по
25 минут. Количество учащихся составляет 10-15 человек.
II. Содержательный раздел Программы
2.1
Содержание образовательной работы с детьми
Содержание
дополнительной
образовательной
программы
«Волшебный мир оригами» рассчитано на один год обучения (с октября по май). На
каждом виде деятельности используется дополнительный материал: аудиозаписи, стихи,
загадки, сведения о растительном, подводном мире, птицах, насекомых, цветах,
дидактические игры и т.д.
Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение
задания детьми.
1.
подготовка к деятельности;
2.
введение в тему занятия (загадки, стихи…);
3.
показ образца;
4.
рассматривание образца и анализ;
5.
практическая часть;
6.
показ педагогом процесса изготовления работы;
7.
самостоятельное изготовление детьми работы;
8.
оформление образца;
9.
анализ работ детей.
Обучение искусству оригами начинается со «школы оригами» – с базовых форм.
База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных
фигурок, как плоских, так и объемных. Для успешного овладения детьми старшего
дошкольного возраста искусства оригами необходимо познакомить их с основными
базовыми формами – «треугольником», «дверь», «книжка», «воздушный змей». Изучив
технику складывания данной базовой формы, можно приступать к изготовлению самих
изделий. Занимаясь по программе «Волшебный мир оригами», дети развивают
способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные
решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор,
архитектор, инженер – конструктор. Чем бы ни занимался
увлеченный
оригами,
это
будет
впоследствии
ребенок,
интересный человек, принимающий
нестандартные решения.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются
фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации.
Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку,
среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким
солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление.
При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или
природы.
Дети
учатся
правильно
располагать предметы
на
плоскости
листа,
устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе,
выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами
способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию.
Содержание программы предусматривает распределение материала по
«восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам
на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что
гарантирует успех каждого ребенка и, как следствиевоспитывает уверенность в себе.
Неделя
Тема
Содержание
Средства обучения
и
воспитания
Знакомство
с
искусством оригами
(организационное)
Рассказать детям о старинном
японском искусстве складывания из
бумаги – искусстве оригами.
Познакомить
детей с работой
кружка. Дать возможность детям
потрогать, поиграть с фигурками.
Вызвать
интерес
к
художественному конструированию.
Иллюстрации
Цветная
Октябрь
1
сизобра
бума
га
различных
цветов. Схемы
с
изображением
условных знаков
и приёмов
складывания.
2
Книжка
Учить
сгибать
прямоугольник
пополам,
совмещая
короткие
стороны
Три
прямоугольника
формата А4: два из
них белого цвета,
третий цветной,
клей.
3
Флажок
Учить детей складывать квадрат
пополам «косынкой», совмещая
противоположные
углы.
Воспитывать интерес к результатам
своего труда.
Два красных
квадрата 15*15см,
две
полоски
шириной 1см,
длиной 20см из
картона, клей.
4
Мухомор
Закрепить
умение
перегибать
прямоугольник пополам, совмещая
короткие стороны; сгибать бумагу
гармошкой. Учить детей с помощью
надрезов на зеленой полоске снизу
делать травку.
Прямоугольник
8*10см,
зелёная
полоска
бумаги
15*3см,
карт
он
белого
цвет
а формата
А5,
полоска
белой
бума
ги
15*3см,
ножницы,
клей.
Стаканчик
Закрепить
умение
складывать
квадрат по диагонали. Учить
загибатьострые
углы
полученного
треугольника на противоположные
стороны, вводить в образовавшуюся
щель. Воспитывать интерес к
процессу складывания из бумаги.
Квадрат
Учить сгибать квадрат по диагонали,
полученный
треугольник
складывать пополам,
отгибать
верхние острые
углы
в
разные
стороны.
Воспитывать
умение
эстетически правильно
украшать свою поделку.
Бумажные квадраты
(10*10), заготовки
для глаз, ножницы,
клей
Ноябрь
1
2
Бабочка
10*
10любого цвета.
3
Воздушный змей
Повышать
интерес
детей
к
изготовлению поделок в технике
оригами,
закрепить
навы
ки декоративного украшения готовой
фигурки, упражнять в свободном
выборе цвета.
4
Лягушка
Познакомить
с
изготовлением
простейших поделок в технике
оригами
путём
складывания
квадрата по диагонали (базовая
форма –
«треугольник»)
5
Зайчик
Продолжать учить детей мастерить
поделки
в
технике
оригами,воспитывать
самостоятельность,
аккуратность.
Ёлочка
Учить детей складывать квадрат
пополам,
совмещ
ая
противоположные углы, перегибать
полученный треугольник. Учить
составлять из треугольников елочку,
начиная снизу с самой большой
детали. Воспитывать аккуратность
в
работе с клеем.
Учить детей соединять детали
попарно, заправляя угол одной
внутрь другой детали. Продолжать
учить аккуратно, работать с клеем.
Улучшить навыки мелких и точных
движений пальцев как правой, так и
левой руки. Воспитывать интерес к
занятиям по оригами.
Бумажные
квадраты
(10*10)
разно
го
цвета,
полос
ки
разноцветной
бумаги, клей.
Квадрат
зелёно
гоцвета (10*10).
Заготовки для
глаз
лягушки,
ножниц
ы,клей.
Квадрат
(10*10),
заготовки для глаз и
мордочки, клей
Декабрь
1
2
Снежинки
3
Гномик
Продолжать
учить детей
делать
бумажные
фигурки из двух деталей, учить
чётко, выполнять инструкции
педагога.
Три
квадра
тазелёного
цвета
15*15см,10*10см,5*
5см, клей.
12 квадратов синего
цвета 5*5, синий
кружок диаметром
3см и белый кружок
диаметром 2см.
Квадраты
(8*8,
6*6) разного цвета,
бумажная обрез,
клей, ножницы.
4
Новогодни
еукрашения
Продолжать учить мастерить из
бумажных квадратов несложные
поделки, используя уже известные
приёмы
складывания
бумаги,
развивать
конструктивное
мышление,
фантазию, воображение.
Разноцветные
квадраты
разных
размеров, бумажная
обрезь, клей, нитки,
ножницы.
Январь
1
Снеговик
Учить
детей
из
двух прямоугольников
делать туловище снеговика. Из
квадрата белой бумаги
–
голову.
Продолжать
учить
украшать поделку недостающими
деталями (приклеить нос-морковку,
нарисовать глаза, рот). Воспитывать
интерес к
конструированию из бумаги.
Учить детей у прямоугольника
сгибать все углы равномерно.
Продолжать
учить
оформлять
поделку деталями (рот, нос, глаза).
Воспитывать радость от подарков,
сделанными своими руками.
2
Колобок
3
Зайчик
Закрепить
умение
перегибать
квадрат
«книжкой» и дважды «косынкой»,
опускать противоположные углы к
центру квадрата, получая
«конфетку». Продолжать учить
детей
внимательно
слушать
инструкции
воспитателя.
Воспитыва
ть
самостоятельность и внимание.
Волк
«косынкой», отгибать один из
уголков
кверху
наискосок.
Закрепить
умение
приклеивать
голову, рисовать глаза. Развивать
глазомер.
Воспитывать усидчивость.
Белый квадрат и 2
прямоугольника,
бумажная
обре
зь, клей, ножницы.
Жёлтый
прямоугольник
20*10см,
оранжевый
и
красный квадраты
3*3см, два
оранжевых
круж
ка,
клей.
Квадраты
серого
цвета
8*8см
и
10*10см, заготовки
для глаз и
мордочки, клей.
Февраль
1
квадрата15*15см,1
0*10см,клей,
заготовки для глаз
иноса.
2
Лиса
Научить
детей слушать
устные
инструкции
педагога.
Познакомить
понятиями.
на
практике
Воспитыва
ть
аккуратность в работе с бумагой.
3
Медведь
4
Кораблик
Учить
перегибать
«косынку»
пополам. Учить понимать, что
детали
головы
и
туловища
выполняются по отдельности из
квадратов
разной
величины.
Воспитывать
и
развивать
способность
контролировать с помощью мозга
движения рук и пальцев.
Познакомить детей с изготовлением
поделки в технике оригами из
прямоугольного
листа
бумаги,
упражнять в свободном выборе
цвета, развивать мелкую моторику
рук,
использование
готовых
поделок
в играх
Квадрат
оранжев
ый
(красный)
сосновными
15*15см,
прямоугольник
15*7,5см,
заготовк
и для
глаз
и
мордочки,
клей.
Квадраты
коричневого
цве
та15*15см,10*10см,
два квадрата 6*6см,
клей.
Прямоугольные
листы 20*15см.
Март
1
Подарок маме
Познакомить
с
оформлением
открыток с использованием фигурок
выполненных в технике оригами,
воспитывать
аккуратнос
ть,усидчивость
Разноцветный
картон,
квадраты
жёлтой,
син
ей,
красной
бума
ги
(10*10),
зелёная
бумага для листьев
истеблей,
ножницы, клей.
геомет
2
Хризантема,
гвоздика, тюльпан
Познакомить детей с
новым
способом изготовления цветов в
технике оригами, закрепить умение
пользоваться ножницами.
3
Курочка
Учить складывать квадрат дважды
«косынкой»,
продолжать
учить
детей
внимательно
слушать
инструкции
воспитателя,
воспитыва
тьсамостоятельность и внимание.
4
Вертушки
Учить детей изготавливать новые
поделки
из
квадрата,
круга,
треугольника, учить пользоваться
обозначениями линии разреза на
заготовке, упражнять в свободном
выборе цвета и формы бумаги,
поощрять
самостоятельнос
ть,творческую инициативу.
1
Подарки малышам
2
Рыбки
Используя технику оригами, учить
изготавливать
модели
птиц,
корабликов, воспитывать желание
заботиться о младших, упражнять
в
свободном выборе цвета.
Учить складывать бумагу, используя
разные
базовые
формы,
объединяясь в пары создавать
морскую композицию.
16-20
квадратов
(4*4) белого или
фиолетового цвета,
бумага
жёлто
гоцвета,
ножницы, клей.
Красный
квадрат
3*3см,
жёлт
ый
(оранжевый)
квадрат15*15см,
клей,
карандаш
и
ли
фломастер.
Квадраты
(15*1
5)
разного
цвета,
равносторонние
треугольники
со
стороной
20
см, круги
диаметр
ом
20см
с
прочерченными
линиями
разрезо
в, кружочки
из
картона,
ножниц
ы,
клей, палочки.
Апрель
Разноцветные
квадраты (10*10)
Голубой
карт
он,
квадраты
разноцветные,
ножницы, клей,
бумажная обрез.
3
4
Сова
Ёжик
Напомнить,
как
складывается
базовая форма «воздушный змей».
Учить
перегибать
верхний
треугольник вперед и возвращать в
исходное
положение,
делать
надрезы по линии сгиба, сгибать
концы складкой.
Воспитывать аккуратность в работе
с
бумагой и ножницами.
Продолжать учить детей складывать
квадрат пополам «книжкой».
Понимать термины: «верхний угол»,
«нижний угол». Развивать глазомер
детей.
Воспитывать
бережное
отношение к бумаге.
Квадрат
10*10,заготовки
ля
глаз,
ножницы.
д
клей,
Квадрат
серого,
коричневого
цвета
10*10см, карандаш
или
фломаст
ер
чтобы
нарисова
тьглазки и иголки на
шубке.
Май
1
Звездочки
Закрепить
умение
складывать
базовую форму «воздушный змей».
Учить чередовать цвета, соединять
детали,
прикладывая
короткую
сторону заготовки к линии перегиба
предыдущей. Воспитывать
усидчивость, ответственность.
8
квадратов
10*10см,
4 из них одного
цвета,4 - другого,
клей.
2
Грачи прилетели
Продолжать учить детей мастерить
подели
из
базовой
формы
«воздушный
змей»,
совершенствовать навыки работы с
бумагой и
ножницами
Закрепить усвоенные на занятиях
приемы
и
формы
оригами.
Улучшить навыки мелких и точных
движений пальцев как правой, так и
левой руки. Воспитывать интерес к
результатам
своего труда.
Оформление альбома
детских
работ за период обучения. Развитие
навыков общения и умения
согласовывать свои интересы с
интересами других детей.
Квадраты
цвета
3
Моё
любим
оеоригами.
4-5
Итоговое занятие.
чёрного
(15*1
5), заготовки для
глаз,
ножницы,
клей.
Разноцветные
квадраты
10*
10,ножницы, клей.
Альбом,
поделки
в
технике
оригами,
клей.
Система
2.2.
педагогического
мониторинга
достижений
детьми
планируемых результатов освоения Программы
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень
освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на
интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябреоктябре, итоговый – в апреле-мае.
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной
Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.
Задание №1
Цель: выявить
умение
детей
складывать
прямоугольный
лист
пополам.
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали),
соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций)
педагога;
1
балл
–
ребенок
не
может
самостоятельно
выполнить
задание
или
отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить
умение детей складывать квадратный лист
по
диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
3 балла –
ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали,
соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2
балла
–
ребенок
складывает
лист
с
помощью
не
самостоятельно
наводящих
вопросов
(инструкций) педагога;
1
балл
–
ребенок
отказывается от его выполнения
Задание№3
может
выполнить
задание
или
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры
(квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все
геометрические фигуры;
балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2
2
геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия
(угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция:
Воспитатель
берет
квадрат
согнутый
пополам
и
предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
3
балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все
геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрическихпонятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Задание№5
Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой линии.
Инструкция: «Разрежь квадрат по прямой линии».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии;
2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии,
требуется помощь воспитателя;
1 балл – ребенок не умеет и не пытается резать по прямой линии.
Задание№6
Цель:
выявить
умение
детей
следовать
Инструкция: полученный треугольник сложи пополам сверху.
Оценка:
устным
инструкциям.
3 балла –
ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя
углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций)
педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от
его выполнения
Ф.И.
ребенка
Задание
№1
Задание
№2
Задание
№3
Задание
№4
н.г. к.г.
н.г.
н.г.
н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г.
к.г.
к.г.
Задание
№5
Задание
№6
Итоговый показатель
Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов). Ребенок самостоятельно складывает лист
бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно называет
(показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и
понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держит ножницы и режет ими по
прямой. Следует устным инструкциям.
Средний уровень: (от 10 до 15 баллов). Ребенок испытывает затруднения при
складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе)
геометрических
форм
и
понятий.
Навык
владения ножницами
недостаточно
сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов). Ребенок не владеет навыками работы с бумагой,
не правильно держит ножницы, не знает название геометрических фигур и понятий.
Помощь взрослого не принимает.
2.3.
Интеграция образовательных областей
Социально-
Создание на занятиях педагогических ситуаций и ситуаций
коммуникативное
морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение
развитие
проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и
пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения
сверстников
участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и
оборудования.
Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и
спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем.
Познавательное
Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры,
развитие
оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на
ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения,
закрепляющие знания об окружающем мире (имитация движений
животных, танцевальных движений), просмотр и обсуждение
познавательных книг, презентаций, фильмов о спорте, спортсменах,
здоровом образе жизни.
Речевое развитие
Проговаривание
действий
и
называние
логоритмические упражнения, поощрение речевой
упражнений,
активности
детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы
занятий физической культурой и спортом.
Художественно-
Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, танцы;
творческое развитие
развитие артистических способностей в акробатических этюдах,
2.4
Организация
и
формы
работы
с
родителями
(законными
представителями) воспитанников
Организация совместных творческих работ.
Организация мастер-классов по обучению детей искусству оригами.
Организация итогового открытого занятия.
Формы
информационного
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями) по основным линиям развития ребенка.
1.
Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по
рисованию и лепке с последующим индивидуальным комментированием результатов
детской деятельности.
2.
Демонстрация
фотоматериалов
с
изображением
результатов
конструирования детей из различных материалов с последующим индивидуальным
комментированием результатов детской деятельности.
Организация поквартальных выставок детских работ по свободной
3.
(самостоятельной) деятельности.
План работы с родителями (законными представителями)
Октябрь
Консультация «Что такое оригами»
Буклет «Волшебный мир оригами»
Ноябрь
Консультация «Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и
как
ее развивать»
Декабрь
Консультация
«Развитие мелкой моторики через
технологию
оригами»
Январь
Папка-передвижка
«Комплекс
пальчиковых
игр
с
использовани
ем
элементов оригами»
Февраль
Консультация «Значение оригами для развития умственных и
творческих
способностей детей»
Март
Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
Апрель
Мастер – класс с родителями и детьми
Май
Роль оригами
в
детей
школьного возраста»
развитии
конструктивного
мышления
у
III Организационный раздел Программы
3.1 Структура реализации образовательного процесса
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание
индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых
используются изделия, выполненные в технике оригами.
На занятиях оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и
сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.
Для обучения детей технике оригами предлагается использование нескольких
способов.
1.
способ - «Обезьянка» - взрослый изготавливает фигурку, стараясь,
чтобы его движения были выразительными, ребенок простокопирует эти движения.
2.
способ – «Бумажный лабиринт» - взрослый выполняет несколько
ходов изготовления фигурки. Ребенок следит за его действиями, а потом воспроизводит
их по памяти на своем листке бумаги, соблюдая ту же очередность сгибов.
3.
способ – «Внештатная ситуация» - взрослый объясняет ребенку
действие, не показывая его, пользуясь «тайным языком», то есть, языком базовых форм и
условных знаков оригами.
4.
способ – «Загадка» - взрослый предъявляет сложенную фигурку
ребенку и просит сделать такую же. Ребенок рассматривает получившуюся конструкцию
(при затруднении), разбирает ее со взрослым и изготавливает копию.
5.
способ – изготовление поделки по пооперационным картам, схемам-
моделям.
Для работы по обучению детей изготовлению поделок в стиле оригами
необходимо начать с того, что из 12 базовых форм, принятых в данной технике,
необходимо отобрать наиболее простые.
Например: «книжка», «треугольник», «воздушный змей», «дверь», «конверт»,
«двойной треугольник».
При выполнении поделок в стиле оригами для более успешного освоения
материала процесс изготовления поделок должен быть разделен на ряд последующих
действий:
1. Знакомство с образцом готовой поделки с называнием базовой формы, из
которой получается поделка.
2. Поэтапное,
одновременное
складывание
поделки
с
проговариванием действий, производимых с бумажным квадратиком.
3. Оказание индивидуальной помощи.
4. Самостоятельное изготовление поделки.
Для запоминания и закрепления базовых форм и условных знаков можно
проводить игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму»,
«Угадай, во что превратился квадратик», «Где, чья тень?», «Назови правильную
форму», «Определи базовую форму» и другие.
Конечно, при организации занятий по обучению детей технике оригами педагог
должен учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Необходимость этого
очевидна, ведь дети по различным показателям в значительной мере отличаются друг от
друга. Следует учитывать и такие индивидульно-психологические особенности, как
медлительность при выполнении заданий частая отвлекаемость, связанные с быстрой
утомляемостью при непрерывной зрительной работе, поэтому проведение физминуток и
гимнастики для глаз на занятии обязательно.
Задача педагога, проводящего занятия с детьми включать всех в активное и
систематическое усвоение программного материала.
Структура занятия:
1. Занятие хорошо начинать с загадки, стихотворения, вопроса, беседы.
2. Вначале занятия использовать мимическую гимнастику, то есть улыбнуться
друг
другу,
подарить
хорошее
настроение
детям,
вселить
в
них
уверенность.
3. Подготовить к работе руки, выполнив пальчиковую гимнастику.
4. Показ изготовления должен производиться на столе или доске. Занимайте
место для показа так, чтобы всем детям были видны ваши действия с
бумагой.
5. При объяснении называйте свои действия, соотносите их с картой схемой,
образцом. Помните – при показе не должно быть лишних поворотов и
переворотов.
6. Изготовлять поделку нужно в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь
выполнения детьми, а при необходимости и помогая им.
7. Необходимо напоминать детям, что совмещение сторон и углов должно
быть точным, а линии сгибов должны тщательно проглаживаться, что при
работе с картой-схемой фигурки надо располагать так, как они расположены
на карте, следить за условными обозначениями и изменениями фигурки при
последующих этапах.
8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо дать
возможность
повторить
приемы
складывания,
чтобы
ребенок
мог
самостоятельно изготовить поделку о начала до конца.
9. Педагог должен иметь дополнительные квадратики для работы. Мелкие
детали должны предлагаться детям для приклеивания.
10. Для поддержания интереса к занятиям оригами и для закрепления знаний и
умений детей, необходимо использовать игры и упражнения.
11. Поделки оригами нужно использовать для оформления группы и других
помещений детского сада, для игр-драматизаций, сюжетно- ролевых игр, в
качестве подарков, устраивать выставки и т.д.
При изготовлении поделок дети могут испытывать трудности, что будет огорчать
их. С целью сохранения терпения необходимо учить детей использовать правила
преодоления трудностей при выполнении поделок:
– Не огорчайся при неудаче.
– Если устал – оставь свою работу.
– Понаблюдай за работой других детей.
– Полежи на ковре.
– Посмотри в окошко, сделай зрительную гимнастику.
– Обязательно вернись к своей работе.
– Вернись к первоначальной базовой форме.
– Рассмотри карту-схему и условные обозначения.
– Обратись за помощью.
За правильное поведение, умение планировать свою деятельность необходимо
хвалить детей, поощрять – например, дарить интересные игрушки-оригами, при этом
акцентировать внимание на том, что вскоре дети сами научатся делать подобные
игрушки, если будут работать по плану и соблюдать правила. Это вселяет в детей веру в
свои силы и возможности.
Когда дети освоят приемы работы с бумагой и некоторые базовые формы, то,
конечно, у них возникнет желание самостоятельно сделать поделку.
Необходимо научить детей как организовать работу. Для этого нужно познакомить
детей правилами самостоятельной работы.
Правила для самостоятельной работы детьми.
1.
Подготовь
рабочее
место:
квадратики
цветной
бумаги,
дополнительные детали, клей, кисточку, клеенку и салфетку, карту схему.
2.
Складывай на столе.
3.
Выполняя поделки, не отвлекайся, строго следи за совпадением
сторон и углов, не забывай проглаживать сгибы пальцем.
4.
При работе с картой схемой располагай фигурки так, как они
изображены на карте, следи за условными обозначениями и изменениями фигурки при
последующих этапах.
5.
В случае неудачи не огорчайся, отдохни и попробуй еще раз. При
необходимости обратись за помощью.
6.
Научи своих близких выполнять игрушки, которые умеешь делать
сам. Не забудь навести порядок после занятия.
В
процессе работы
из
сложенных фигурок
можно
составлять предметные, сюжетные и орнаментные аппликации как индивидуальные, так и
коллективные. Сначала обсудить с детьми тему аппликации. На предварительно
подготовленный фон ребята самостоятельно накладывают сложенные фигурки; изделия
можно передвигать, сравнивать их друг с другом, накладывать одна на другую, выбирая
оптимальное положение. Такая практика способствует быстрому усвоению правил
композиции.
Работа над многофигурной коллективной аппликацией выполняется следующим
образом:
1.
Выбор сюжета.
2.
Выбор фигурок.
3.
Выбор размера фигурок.
4.
Выбор размера и цвета фона.
5.
Подбор бумаги для работы.
6.
Складывание фигурок.
7.
Раскрашивание фона.
8.
Расположение и наклеивание фигурок.
9.
Окантовка работы.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются
фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации.
Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку,
среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким
солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление.
При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека, или
природы. Дети учатся правильно располагать предметы
на
плоскости
листа,
устанавливать связь между предметами,
расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким
образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний,
полученных, на занятиях по рисованию.
Сначала дети знакомятся с некоторыми вариантами оригамной аппликации. Затем
они знакомятся с плоскими и объёмными моделями, среди них простые и очень
сложные, двигающиеся фигурки, многомодульные звёзды, звери, птицы и т. д.
На самых первых этапах квадрат можно сложить несколькими способами.
Получившиеся заготовки называют базовыми формами.
Складывая фигурку, ребёнок может использовать термины, с помощью которых
объясняет последовательность своей работы.
Для занятий по оригами нужна только бумага и знания. С помощью оригами легко
и быстро создаётся целый мир, в котором можно играть.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания
непринужденной и творческой атмосферы используются диски с записями звуков живой
природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.
Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение
человека.
3.2 Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников (в
соответствии с требованиями СанПиН)
Группы
(возраст) 5-7 лет
Продолжительность
Количество занятий в
одного занятия
неделю
25 минут
1
3.3 Учебный план
№
Тема
Количество часов
Знакомство с искусством
1
оригами (организационное)
Книжка
1
Флажок
1
Мухомор
1
Стаканчик
1
Бабочка
1
Воздушный змей
1
Лягушка
1
Зайчик
1
Ёлочка
1
Снежинки
1
Гномик
1
Новогодние украшения
2
Снеговик
1
Колобок
1
Зайчик
1
Волк
1
Лиса
1
Медведь
1
Кораблик
1
Подарок маме
1
Хризантема, гвоздика, тюльпан
2
Курочка
1
Вертушки
1
Подарки малышам
1
Рыбки
1
Сова
1
Ёжик
1
Звездочки
1
Грачи прилетели
1
Моё любимое оригами.
2
Итоговое занятие
2
Итого
3.4
Методическое
36
обеспечение
образовательной
деятельности
(список
литературы, ЭОР, др.)
1.
Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами в вашем доме. – М, «Легкая
пром-ность», 1995
2.
Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. – «Гном-Пресс», 2005.
3.
Мусиенко С., Бутылкина Г. «Оригами в детском саду»
4.
Сержантова Т. Б. 365 моделей оригами. – М, «Айрис Пресс», 2005.
5.
Соколова С. В. Игрушки-оригамушки. – СПб, «Химия», 1997.
6.
Щеглова О.А. «Оригами. Волшебный мир бумаги». – Ростов н/Д, ИД
«Владис», 2008
Дегтева В.Н. «Оригами с детьми 3-7 лет». Библиотека воспитателя».