15.03.2022
Consumers International объявил тему Всемирного дня прав
потребителей 2022 года — Fair Digital Finance — «Справедливые цифровые
финансовые услуги».
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг.
Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость
оказания финансовых услуг.
Исследования показывают, насколько быстро происходит развитие цифровых
финансов. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских
услуг превысит 3,6 миллиарда человек (Juniper Research, 2020). В развивающихся
странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи,
выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году (Findex, 2017). 39% компаний
считают внедрение финансовых технологий своим приоритетом, подчеркивая мировой
спрос на более инновационный финансовый ландшафт (JDSpura, 2020).
Напомним, что в зарубежном финансовом мире даже обсуждается такой феномен, как
«русское чудо». В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а
пандемия ускорила изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около
10 лет. Впервые о «русском чуде» заговорили в 2019 году, когда по итогам
2010–2018 годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных
карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю
Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же
период показали двух- и трехкратный рост (исследование Boston Consulting Group,
2019).
Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества,
а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам,
которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Вопросы цифровизации сферы финансовых услуг, в том числе проблемы внедрения
технологий искусственного интеллекта, использования «больших данных» (BigData),
проблемы регулирования трансграничных цифровых платформ становятся предметом
исследований, которые проводятся на площадках ОЭСР, UNCTAD и FinCoNet.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании
финансовых услуг, поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора, их
структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется.
Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики,
посягающие на следующие права потребителя:
на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без
согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка
банковских карт и т. п.);
на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета
потребителя, взыскание задолженности).
Многочисленные исследования показывают, что экономические
кризисы и связанное с ними сокращение доходов традиционно являются временем
активизации финансовых мошенников. В последние годы, особенно в аспекте
перехода на дистанционные каналы обслуживания, оказалось очевидным, что
скорость развития мошеннических систем в банковской сфере существенно превышает
скорость построения защиты от таких противозаконных действий.
Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и
безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты
становятся объектом интереса для мошенников.
Достаточно длительным и серьезным является и диалог различных участников рынка
и государственных органов о последствиях лавинного роста интереса обычных
граждан к инвестированию. Упрощение процесса приобретения финансовых
инструментов (акции, облигации, доверительное управление и некоторые иные) за
счет цифровизации продаж способствовали поиску потребителями потенциально более
доходных инструментов инвестирования, альтернативных банковским вкладам. На
развитие этого процесса во многом повлияли банки, которые заинтересованы в
расширении продаж финансовых продуктов с целью наращивания комиссионных
доходов. Наибольшей популярностью у физических лиц пользуются вложения в ценные
бумаги через брокерские счета.
Однако «безналичное потребление» также создает новые и усугубляет традиционные
риски для тех, кто находится в уязвимом положении и не готов к таким динамичным
переменам.
Для обеспечения справедливого цифрового финансирования
для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро
развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует
потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых
финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав
и возможностей потребителей.
Роспотребнадзор неоднократно указывал, что требуется изменение механизмов
защиты прав потребителей финансовых услуг по переводу денежных средств, в связи
с низким уровнем безопасности таких операций, с целью защиты денежных средств
потребителей от действий киберпреступников и телефонных мошенников.
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России
является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в
Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на
2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе
отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересы граждан.
В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции,
осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных
сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии
государственной политики Российской Федерации в области защиты прав
потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.
Более подробную информацию о проводимых мероприятиях
можно узнать на официальном сайте Роспотребнадзора www.66.rospotrebnadzor.ru,
на сайтах:
https://кц66.рф, https://tagil.med-jur-help.ru/,
в социальных сетях:
ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp,
Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.03.2022
Дата обновления: 16.03.2022
Дата публикации: 15.03.2022