20.06.2022
В условиях
частого дискомфорта, ограниченности активных положительных контактов с миром
обязательно развиваются особые патологические формы компенсаторной
аутостимуляции, позволяющие аутичному ребенку поднять свой тонус и заглушить
дискомфорт. Наиболее ярким примером являются однообразные движения и
манипуляции с объектами, цель которых - воспроизведение одного и того же
приятного впечатления.
Формирующиеся
установки аутизма, стереотипности аутостимуляции не могут не исказить весь ход
психического развития ребенка.
Здесь нельзя
разделить аффективную и когнитивную составляющие: это один узел проблем.
Искажение развития когнитивных психических функций является следствием
нарушений в аффективной сфере. Эти нарушения приводят к деформации основных
механизмов аффективной организации поведения - тех механизмов, которые
позволяют каждому нормальному ребенку устанавливать оптимальную индивидуальную
дистанцию в отношениях с миром, определять свои потребности и привычки,
осваивать неизвестное, преодолевать препятствия, выстраивать активный и гибкий
диалог со средой, устанавливать эмоциональный контакт с людьми и произвольно
организовывать свое поведение.
У аутичного
ребенка страдает развитие механизмов, определяющих активное взаимодействие с
миром, и одновременно форсируется патологическое развитие механизмов защиты:
- вместо
установления гибкой дистанции, позволяющей и вступать в контакт со средой, и
избегать дискомфортных впечатлений, фиксируется реакция ухода от направленных
на него воздействий;
- вместо
развития положительной избирательности, выработки богатого и разнообразного
арсенала жизненных привычек, соответствующих потребностям ребенка, формируется
и фиксируется отрицательная избирательность, т. е. в центре его внимания
оказывается не то, что он любит, а то, чего не любит, не принимает, боится;
- вместо
развития умений, позволяющих активно влиять на мир, т. е. обследовать ситуации,
преодолевать препятствия, воспринимать каждый свой промах не как катастрофу, а
как постановку новой адаптационной задачи, что собственно и открывает путь к
интеллектуальному развитию, ребенок сосредоточивается на защите постоянства в
окружающем микромире;
- вместо
развития эмоционального контакта с близкими, дающего им возможность установить
произвольный контроль над поведением ребенка, у него выстраивается система
защиты от активного вмешательства близких в его жизнь.
Он устанавливает максимальную дистанцию в
контактах с ними, стремится удержать отношения в рамках стереотипов, используя
близкого лишь как условие жизни, средство аутостимуляции. Связь ребенка с
близкими проявляется прежде всего как страх их потерять.
Столь тяжелые
нарушения в аффективной сфере влекут за собой изменения в направлении развития
высших психических функций ребенка. Они также становятся не столько средством
активной адаптации к миру, сколько инструментом, применяемым для защиты и
получения необходимых для аутостимуляции впечатлений.
Так, в
развитии моторики задерживается формирование навыков бытовой
адаптации,
освоение обычных, необходимых для жизни, действий с предметами. Вместо этого
активно пополняется арсенал стереотипных движений, таких манипуляций с
предметами, которые позволяют получать необходимые стимулирующие впечатления,
связанные с соприкосновением, изменением положения тела в пространстве,
ощущением своих мышечных связок, суставов и т.д. Это могут быть взмахи рук,
застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных
мышц и суставов, бег по кругу или от стены к стене, прыжки, кружение,
раскачивание, карабканье по мебели, перепрыгивание со стула на стул,
балансировка; стереотипные действия с объектами: ребенок может неутомимо трясти
веревочкой, стучать палкой, рвать бумагу, расслаивать на нитки кусочек ткани,
передвигать и вертеть предметы и т.п.
Такой ребенок
предельно неловок в любом совершаемом «для пользы» предметном действии - и в
крупных движениях всего тела, и в тонкой ручной моторике. Он не может подражать;
плохо управляет распределением мышечного тонуса: тело, рука, пальцы могут быть
слишком вялы или слишком напряжены, движения слабо координируются, не
усваивается их временная последовательность. В то же время он может неожиданным
образом проявить исключительную ловкость в своих странных действиях:
переноситься, как акробат, с подоконника на стул, удерживать равновесие на
спинке дивана, на бегу крутить на пальце вытянутой руки тарелку, выкладывать
орнамент из мелких предметов или спичек.
В развитии
восприятия такого ребенка можно отметить нарушения ориентировки в пространстве,
искажения целостной картины реального предметного мира и изощренное вычленение
отдельных, аффективно значимых, ощущений собственного тела, а также звуков,
красок, форм окружающих вещей. Обычны стереотипные надавливания на ухо или
глаз, обнюхивание, облизывание предметов, перебирание пальцами перед глазами,
игра с бликами, тенями.
Характерно и
наличие более сложных форм сенсорной аутостимуляции; Ранний интерес к цвету,
пространственным формам может проявиться в увлечении выкладыванием
орнаментальных рядов. Его первыми словами могут быть далеко не самые нужные
обычному малышу названия сложных оттенков цветов и форм - например
«бледнозолотистый», или «параллелепипед». В двухлетнем возрасте ребенок может
всюду выискивать форму шара или очертания знакомых ему букв и цифр.
Ощущения
света, цвета, формы, своего тела приобретают самоценность. В норме они
являются, прежде всего, средством, основой для организации двигательной
активности, а для аутичных детей становятся объектом самостоятельного интереса,
источником аутостимуляции. Характерно, что даже в аутостимуляции такой ребенок
не вступает в свободные, гибкие отношения с миром, не осваивает его активно, не
экспериментирует, не ищет новизны, а стремится постоянно повторять, воспроизводить
одно и то же, однажды запавшее ему в душу, впечатление.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.06.2022
Дата обновления: 29.06.2022
Дата публикации: 20.06.2022