20.05.2019
28.10.2022
Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души В. Сухомлинский Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни. Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены.
Просмотров всего: , сегодня:
28.10.2022
Пройдут годы, ваш ребенок, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра. Не спешите расстаться с прочитанной книгой: • Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев. • Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д. • А еще можно устроить домашний маленький театр и разыграть в нем любимые сказки. • И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую. Рекомендации Что читать детям дошкольного возраста? Истории для самых маленьких: "Репка", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева. Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам. Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками). Эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним. Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё. Если вы много разговариваете и играете с малышом, то в три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух. Истории чуть посложнее. На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные книжки Владимира Сутеева ("Под грибом", "Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского ("Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"), стихи Самуила Маршака ("Усатый-полосатый", "Вот какой рассеянный" и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, "Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Заюшкина избушка" и другие), басни Сергея Михалкова ("Кто кого?", "Друзья в походе") и многие другие истории. Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов. По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу, и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела, т.е. где не происходит ничего страшного - например, рассказы Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен. Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела. Полюбившиеся истории ребёнок будет охотно слушать, и читать, а позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои.
Просмотров всего: , сегодня:
20.06.2022
В условиях частого дискомфорта, ограниченности активных положительных контактов с миром обязательно развиваются особые патологические формы компенсаторной аутостимуляции, позволяющие аутичному ребенку поднять свой тонус и заглушить дискомфорт. Наиболее ярким примером являются однообразные движения и манипуляции с объектами, цель которых - воспроизведение одного и того же приятного впечатления. Формирующиеся установки аутизма, стереотипности аутостимуляции не могут не исказить весь ход психического развития ребенка. Здесь нельзя разделить аффективную и когнитивную составляющие: это один узел проблем. Искажение развития когнитивных психических функций является следствием нарушений в аффективной сфере. Эти нарушения приводят к деформации основных механизмов аффективной организации поведения - тех механизмов, которые позволяют каждому нормальному ребенку устанавливать оптимальную индивидуальную дистанцию в отношениях с миром, определять свои потребности и привычки, осваивать неизвестное, преодолевать препятствия, выстраивать активный и гибкий диалог со средой, устанавливать эмоциональный контакт с людьми и произвольно организовывать свое поведение.
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно обеспечить развитие умственных и речевых способностей детей.
В настоящее время высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает: владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой; умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками; знание норм и правил «речевого этикета», умение пользоваться ими при необходимости.
В речевом развитии детей можно применить следующие технологии:
- обучение детей составлению сравнений, загадок, метафор,
- игры и творческие задания для развития выразительности речи,
- обучение детей составлению творческих рассказов по картине,
- обучение детей выразительности речи.
Технология обучения детей составлению сравнений. Обучение составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время. Модель составления сравнений: воспитатель называет какой-либо объект; обозначает его признак; определяет значение этого признака; сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни сравнение усложняются, а на шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности. Технология обучения детей составлению загадок.Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, а не просто отгадывать знакомые. Воспитатель показывает модель составления загадки, предлагая составить загадку про какой-либо объект по примеру методики Аллы Нестеренко « Страна загадок»: - город простых загадок (цвет, форма, размер, вещество), - город 5 чувств (осязание, обоняние, слух, зрение, вкус). В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. Это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить смысл слов, желанию фантазировать.
Технология обучения детей составлению метафор. Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи. Прием создания метафор вызывает особую сложность в умении переноса свойств одного предмета на другой. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве ярких средств языка. Технологии игр и творческих заданий направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять и выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям. Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Технология обучения детей составлению рассказов по картине. Для детей характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует поддерживать это стремление и развивать навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины. Предлагаемая технология рассказов рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине: 1-ый тип: «текст реалистического характера» 2-ой тип: «текст фантастического характера» Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений: «Кто как видит картинку?», «Живые картинки», « День и ночь», « Классические картины (« Кошка с котятами»).
Сказкатерапия – это сочинение детьми сказок, по примеру: « Салат из сказок» (смешивание разных сказок), « Что будет, если…?» (сюжет задаёт воспитатель), « Тематические сказки» ( цветочные, ягодные и т.д.) Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про себя, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе. С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь. Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего дошкольного возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т. д. Тематику бесед для младших дошкольников можно разнообразить знакомыми сказками. Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела. Большинство детей на конец младшего дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, мультфильма. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыс¬лей и впечатлений. Младший дошкольник должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два предмета, с помощью воспитателя рассказывать по картинке, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу...), придумывать рассказ из трёх – четырёх предложений на заданную тему. Дети младшего дошкольного возраста могут вместе с родителями составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать. Детям младшего дошкольного возраста можно предложить придумывать названия к иллюстрациям знакомых сказок, а так¬же составлять небольшой рассказы о том, что происходит с героями, изображенными на картинке. Уже в младшем дошкольном возрасте рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Начались веселые зимние развлечения у детей». Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу и увидел белочку. Белочка была ...» Любимым жанром младших дошкольников являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...» От нас с вами зависит научатся наши дети общаться и быть интересными собеседниками или останутся молчунами.
Просмотров всего: , сегодня: