Развитие фонематического слуха

30.06.2022

01.01.2017

У детей следует различать биологический «элементарный» слух, как способность слышать вообще (он имеется и у животных) и фонематический слух, как способность различать фонемы, понимать смысл речи (он имеется только у человека). Фонематический слух формируется на основе физического, он появляется к одному году, одновременно с первыми словами и формируется к пяти годам. С развитием фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, фонематический анализ. 1 этап: развитие неречевого слуха На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания. 1. «Послушай, запомни и определи, что звучит». Перед ребенком несколько звучащих игрушек (погремушка, колокольчик, бубен и т.д). Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку нужно только на слух определить, что звучит(без зрительной опоры). 2. «Внимательные ушки». Перед ребенком 4-5 предметов: деревянная ложка, металлическая коробка, пластмассовая игрушка, стеклянная вазочка и т.д. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре, позже добавляются еще два предмета. Затем только на слух! Определить, что звучит. 3. «Определи, что в баночке». В одинаковые металлические баночки помещаются сыпучие продукты: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Нужно запомнить звучание каждого продукта в металлической баночке при ее встряхивании – нужно отгадать, что в баночке?

2 этап: развитие речевого слуха На этом этапе развиваем способность различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса; способность различать слова, близкие по звуковому составу; а также умение дифференцировать слоги и фонемы. Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса: «Кто как кричит?», «В лесу» — ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко; «Три медведя» — определить, кому принадлежат реплики из сказки. "Бычок смоляной бочок", "У страха глаза велики" и др. «Угадай, что нужно делать». Дети сидят полукругом. У каждого в руках флажок. Если воспитатель сильно ударит в бубен, дети поднимают вверх флажки и машут ими. Если ударяет тихо, руки лежат на коленях. «Тихо-громко». Договариваетесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы будете произносить слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко».

Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко. «Узнай по голосу, кто тебя позвал?» Игры на различение слов, близких по звуковому составу: "Правильно ли я назову предмет": взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: на картинке изображен БАНАН. Говорим: баман, паман, банан, банам, ваван, даван, банан, баван. Или КЛЕТКА – къетка, тлетка, кветка, клетка, къетка и т.п. Упражнение на повторение за взрослым пары слов. Ребенок должен определить, похожи ли они по звучанию: пень-день, топот-кубик, майка-байка, фантик-бантик, лифт-банан т.д.Хочу такой сайт

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Сказка ― одно из первых литературных произведений, с которыми встречается на своем жизненном пути маленький человек. Он еще пока не читатель, но очень заинтересованный слушатель. Как превратить слушателя в читателя? Ответ понятный, но не всегда легко исполнимый: надо больше читать.

Сегодня к этому совету прислушиваются редко, причины негативных отношений с книгой у детей, да и у взрослой аудитории разные, но самые частые ― отсутствие привычки и интереса к чтению. Привычка, как мы понимаем, вырабатывается системой чтения. А интерес? Он рождается в детстве, когда ребенок представляет собой любопытное существо, которому до всего есть дело, у него множество вопросов, и разнообразных теорий по вос-приятию мира, он сам строит свою действительность и сам пытается наладить связи с окружающим миром. Если ему помочь, получится довольно стройная картина мира. Кто может помочь маленькому человеку ввести его в круг жизненных законов и показать ему устройство взаимоотношений? Конечно взрослый. Взрослый ― это педагог и воспитатель, но они в жизни ребенка появляются позже, а первые взрослые в его жизни ― это родители.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».