МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 438 ПРИНЯТО: на Педагогическом совете МБДОУ детский сад № 438 Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО: приказом от 31.08.2023 № 104 заведующий МБДОУ детский сад №438 _________________ Н.К. Михалева ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ “НЕЙРОГИМНАСТИКА” Екатеринбург, 2023 Содержание 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Планируемые результаты освоения программы 2.1. Организация реализации дополнительной общеразвивающей программы «Нейрогимнастика» 2.2. Содержание учебно-тематического плана для детей 2–7 лет 3.1. Условия реализации программы 3.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность Любой родитель мечтает, чтобы его ребенок был счастливым, здоровым, полным сил и энергии. И наша главная задача предоставить для наших детей все условия для всестороннего развития, как в интеллектуальном, так и в физическом плане. Грамотное сочетание этих взаимодополняющих факторов, позволяет подготовить основу для творческого освоения и понимания законов окружающего мира и выделения себя среди других, как Личности. Современная социальная ситуация развития ребенка такова, что усложняются программы обучения, увеличиваются нагрузки не только в школе, но и в детском саду, что при дефиците движения неблагоприятно влияет на здоровье детей. «Двигательный дефицит» увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения. Движение – первый язык ребенка, и именно посредством движения ребенок начинает осваивать мир вокруг себя. Программа «Нейрогимнастика» основана на методах оздоровления и здоровьесбережения, что является важнейшим условием в работе с детьми для их успешного обучения, социализации и гармоничного развития. Предпосылки для полноценного физического развития детей формируются в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном детстве ребенок с удовольствием готов принять ту информацию, те модели поведения и способы познания действительности, которые значимый взрослый преподносит; особенно если это в доступной игровой манере общения. Основные направления программы Занятия в программе «Нейрогимнастика» построены с учетом ведущего вида деятельности дошкольников – игры. Игровой метод проведения занятий придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений и повышает уровень вовлеченности ребенка в совместную деятельность. Отличительные особенности программы: двигательные упражнения составлены в определенной системе: от более простых к более сложным; учитывается различная степень физической подготовленности и индивидуальные особенности детей, повышается интерес детей к занятиям спортом; в программе запланированы игровые приемы, разнообразие музыкальных композиций и спортивного и игрового оборудования. программа позволяет решать задачи в области коммуникации, социализации, безопасного поведения, а также расширению кругозора детей. В структуру комплексных занятий включены: комплекс упражнений с фитболом; комплекс упражнений с массажными мячиками; блок логоритмических упражнений; подвижные игры; упражнения с использованием сенсорных дорожек; блок развивающих игр по методикам Ж.М. Глозман, М. Монтесори Дьеныша, Шичида; простые растяжки-разминки с элементами детской йоги и суставной гимнастики; самомассажи; глазодвигательные упражнения; упражнения на развитие мелкой и общей моторики; - дыхательные упражнения; - релаксация. Объем программы: общее количество учебных часов – 36. Форма организации: фронтальная. Форма проведения занятий: групповая. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 20-30 минут. Форма проведения занятий - спортивно-оздоровительная с привлечением аудио материалов и дидактических игр по методикам, Чистякова М.И., Ж.М. Глозман Ж.М., М. Монтессори, Дьеныша, М. Шичида. Форма одежды спортивная: шорты или тренировочные брюки, футболка, носки, без обуви. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: от 2-х до 7 лет. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: обеспечение обучения, воспитания, развития и укрепления физического и психического здоровья детей. Задачи: Развивающие (Познавательные): формирование мотивации игровой / учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных процессов; развитие восприятия и представлений детей, путем накопления и расширения сенсорного опыта; увеличение объема внимания и памяти; развитие наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей); - развитие речи. Мотивационные: создание атмосферы доброжелательности и комфортности во время игр; - создание ситуации успеха у ребенка. Оздоровительные: укрепление психического и физического здоровья ребенка; развитие крупной и мелкой моторики; развить гибкость и координацию движений; сформировать хорошую осанку; нормализовать тонус мышц; улучшить ритмичную работу всех систем организма; развить личностный самоконтроль; наладить межполушарное взаимодействие мозга. 1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Результатами освоения данной дополнительной образовательной программы являются: -улучшение психосоматического здоровья детей: повышение тонуса организма, укрепление иммунитета, вестибулярного аппарата, развитие костномышечной структуры, улучшение работы внутренних органов; - повышение устойчивости нервной системы, и, как следствие: снижение тревожности, гиперактивности, импульсивности; - улучшение сна и аппетита; -улучшение поведения, повышение внимательности, усидчивости, умения организовать свою деятельность; - развитие интеллектуальной сферы ребенка и познавательной активности; -раскрытие творческого потенциала, выявление и целенаправленное развитие всех имеющихся у ребенка способностей; -активизация всех высших психических функций ребенка: памяти, речи, мышления, внимания и т.д. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Организация реализации дополнительной общеразвивающей программы «Нейрогимнастика» Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 2-7 лет. Срок реализации программы - один учебный год. Занятия по программе осуществляются в форме кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» ФГОС ДО, устава ДОУ. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в малых группах. Продолжительность одного занятия – 20-30 минут. Программа «Нейрогимнастика» состоит из комплексных занятий в увлекательной игровой форме. Педагог вместе с детьми отправляется в путешествия по сказочным странам, где встречают диковинных животных, выполняют их задания. Сюжетная линия занятия учитывает возрастные особенности детей. Спортивно – оздоровительная нагрузка по программе рассчитана на весь учебный год, представлена в виде таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в течение недели. Учебный план программы Возрастная группа 1 младшая группа (2-3 года) 2 младшая группа (3-4 года) по реализации дополнительной образовательной Продолжительность занятия Количество занятий в неделю Итого в год мин/кол-во занятий 20 минут 1 36 25 минут 1 36 Средняя группа (4-5 лет) 30 минут 1 36 Старшая группа (5-6 лет) 30 минут 1 36 Подготовительная группа (6-7лет) 30 минут 1 36 Описание основных комплексов упражнений Комплекс упражнений с фитболом Фитбол - гимнастика оказывает положительное влияние на развитие у детей двигательных умений и навыков, заставляет работать пассивные мышцы, дает возможность задействовать в выполнении упражнений глубокие мышечные группы, не оказывая при этом чрезмерной осевой нагрузки на позвоночник. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Самомассажные упражнения Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Самомассаж позволяет сформировать у ребенка карту тела. Логоритмические упражнения Комбинация двигательных и речевых упражнений в сочетании с четким ритмом позволяет положительно влиять на развитие речевой функции, развивают крупную и мелкую моторику ребенка, координацию и способствуют снятию эмоционального напряжения. Комплекс упражнений с массажными мячиками Комплекс упражнений позволяет ускорить капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Способствует улучшению состояния всего организма. и обогащает сенсорную среду ребенка. Музыкально-подвижные игры Этот блок упражнений позволяет создать положительный эмоциональный настрой и поддержать высокую мотивацию в процессе занятий. Используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые игры. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики Уникальность и ценность программы состоит в том, что она выстроена на основе последних научных исследований о работе мозга (нейропсихологии) и проверенных временем практик йоги. Задача данного комплекса - разбудить "спящие" отделы мозга, научить их слажено взаимодействовать. Решению данной задачи уделяется основное время занятия. Детская йога способствует повышению работоспособности мозга и, соответственно, улучшению памяти, концентрации внимания, развитию моторики, повышению коэффициента интеллекта. Это упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики, способствующие активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих за поведение и умение контролировать свои действия, обеспечивают развитие высших психических функций, а коммуникативные упражнения предназначены для развития внимания, снижения импульсивности, агрессивности и гиперактивности. Упражнения помогает ребенку развить гибкость и координацию движений, сформировать хорошую осанку. Дыхательные упражнения Данный комплекс позволяет повысить выносливость и работоспособность ребенка, преодолеть стресс, учит самоконтролю и снятию эмоционального напряжения. 2.2. Содержание учебно-тематического плана для детей 2–7 лет Месяц Тема занятия Сентябрь Отправляемся в путешествие Количество Краткое содержание часов в неделю 1 Знакомство. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Мы едем – едем». Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Дьеныша. Дыхательные упражнения Релаксация. на ковриках. Октябрь Осенние листочки 1 Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Осенние листочки». Комплекс упражнений с балансирами. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Дьеныша. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Лесные жители 1 Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Вышли звери на полянку». Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Дьеныша. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Кто живет рядом с нами 1 Птицы - наши друзья 1 Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Курочка с цыплятами». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Дьеныша. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Прилетайте птички». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Мы здоровые ребята 1 Танец с лентами 1 Цирк 1 Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Никитина. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Ручки выше поднимай». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Никитина. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Мы ленточки в руки взяли». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Никитина. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Цирк». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Никитина. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Ноябрь Шарнирырегулировщики 1 Юные музыканты 1 Сенсомоторчики 1 Комплекс упражнений «Умные движения» Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Деревосхема тело» Комплекс упражнений с балансирами для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Никитина. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений «Умные движения» Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Деревосхема тело» Комплекс упражнений с балансирами для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Никитина. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений «Умные движения» Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Деревосхема тело» Комплекс упражнений с балансирами для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Декабрь Межполушарики 1 Зимние забавы 1 Путешествие в зимний лес 1 Комплекс упражнений «Умные движения» Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Деревосхема тело» Комплекс упражнений с балансирами для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием рисования двумя руками Дыхательные упражнения на ковриках Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Как на горке снег - снег». Комплекс упражнений со шведской стенкойскаладромом. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Монтессори. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Три белых коня». Комплекс упражнений с балансирами. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Монтессори. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Зимняя пляска Новый дворе Январь год Лыжники 1 на 1 1 Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Зимняя пляска». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Монтессори. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «В лесу елочка стоит». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Монтессори. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «По дороге ехал лыжник». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Дьеныща. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Кружатся снежинки 1 Кто поймает зверя 1 Лошадки 1 Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Снежинки». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Дьеныща. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений «Умные движения». Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Волк и заяц». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Дьеныща. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Веселые лошадки». Комплекс упражнений с балансирами Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Дьеныща. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Февраль В гостях у сказки 1 Мишка проснулся 1 Будем спинку выпрямлять 1 Вышли пальчики гулять 1 Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Угощала бабушка». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Никитина. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Мишкина зарядка». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Никитина. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Спинка, ручки ножки». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Никитина. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Вышли пальчики гулять». Комплекс упражнений с гимнастической палкой Март Веселые клоуны 1 Ловкие и смелые 1 До свидания, Снеговик 1 для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий Никитина. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Акробаты». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий М. Шичида. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Кто в коробке живет». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий М. Шичида. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Снеговик». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий М. Шичида. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Танец с лентами -флажками Апрель 1 Африка 1 На море 1 Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Танец с лентами-флажками». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий М. Шичида. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение « Лев и лягушка». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий М. Монтессори. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Осьминожки». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий М. Монтессори. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Май В траве сидел кузнечик 1 Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Осьминожки». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий М. Монтессори. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Птицы поют 1 Паровозик из Ромашково 1 Комплекс упражнений «Умные движения» .Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Веселые птички». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий М. Монтессори. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Паровозик мой друг». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий М. Монтессори. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Игрушки 1 Бабочки прилетели 1 Веселый праздник 1 Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Игрушки танцуют». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий М. Монтессори. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «бабочки». Комплекс упражнений с гимнастической палкой для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий М. Монтессори. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. Комплекс упражнений на фитболах. Самомассаж и с использованием массажных мячиков «Покатился ежик». Логоритмическое упражнение «Веселый мяч». Комплекс упражнений с балансирами. Музыкально-подвижная игра. Комплекс упражнений с элементами детской йоги и суставной гимнастики. Комплекс упражнений с использованием сенсорных дорожек и дидактических пособий М. Монтессори. Дыхательные упражнения на ковриках. Релаксация. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение Программа реализуется в МБДОУ – детский сад №438, в спортивном зале. Организационные условия позволяющие реализовать содержание учебной программы, предполагают наличие следующей материальной базы: - гимнастические коврики; - фитболы; - гимнастические палки; - гимнастические стойки (конусы); - мячи; - колючие мячики – ёжики; - подушечки; - сенсорные дорожки, мостики, канаты; - тоннель; - обручи; - набор музыкальных инструментов; - музыкальный проигрыватель; - мягкие игрушки; - игровые пособия и карточки по методикам М. Монтессори, Никитина, Дьеныша, М. Шичида. Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий установленным требованиям к педагогическим работникам. 3.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников При организации совместной деятельности с семьями необходимо придерживаться следующих принципов: - открытость для семьи; - сотрудничество с родителями детей; - обеспечение единых подходов к развитию личности ребенка; - главный принцип - не навредить. - обеспечить систематическое посещение детьми секции; - принимать участие в открытых мероприятиях для детей и родителей. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)Список литературы. Список литературы: 1. Валявский А.С., Яковис игры.Практикум.СПб.ТЕССА,2001.-352 с. А.С. Оздоравливающие учебные 2. Коляда Д.А. Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников/ Д.А. Коляда. – Волгоград: Учитель,2014. 3. Пляскина Е.П. Кенезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ Текст// Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. – М., Буки-Веди, 2015. 4. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособ. для студ. – М.;Издательский центр «Академия», 2000. – 400с. 5. Салли ГоддардБлайт Оценка нейромоторной готовности к обучению. Диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа. Перевод с английского Надежда Давыдова// - М., Линка-Пресс,2017. - 94с. 6. Чистякова М.И. Психогимнастика под редакцией Буянова М.И. 2-е изд. Просвещение Владос,1995, - 160 с.