Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности Аквамаринка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 438

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МБДОУ детский сад № 438
Протокол № 1 от 31.08.2023

УТВЕРЖДЕНО:
приказом от 31.08.2023 № 104
заведующий МБДОУ
_________________ Н.К. Михалева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
“АКВАМАРИНКА”

Екатеринбург, 2023 г.

Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений
искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему
разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте,
помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является
воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без
реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное
творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств,
чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют
необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного
образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в
развивающей деятельности. Занятия по программе «Аквамаринка» направлены на
реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование
необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить
незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет
детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности
использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без
кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их
характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности,
индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить
добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в
новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать
современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В
системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то,
чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с
разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,
многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе
полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая
личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Форма реализации программы
– комплекс игровых занятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Программа носит вариативный характер. Процесс обучения детей ориентирует на
мотивацию к познанию и творчеству, к развитию воображения, нестандартного
мышления и способствует самореализации ребенка в системе дополнительного
образования детей, затрагивая эмоционально-творческую сферу воспитанников.
Данная программа может быть успешно реализована при наличии необходимой
материально-технической базы, заинтересованного отношения к данной
образовательной деятельности как самого педагога, так и детей.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит
нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных
материалов,
ребенок
начинает
экспериментировать,
творить. Рисование
нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это
огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а
самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это
толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы,
выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных.
Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки
– инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет
правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно
творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов
изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для
современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового
поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования
дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность
детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и
использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных
изотехнологий.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой
программе:

-Развивает уверенность в своих силах
- Способствует снятию детских страхов.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и
бросовыми материалами.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через
использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы
«Аквамаринка» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет
инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы
и способы развития детского художественного творчества. Используются
самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в
качестве
оригинальных
художественных
материалов,
удивляет
своей
непредсказуемостью.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник
рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству
выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития
изобразительных навыков ребенка.

творческих

способностей

и

развитие

- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,

закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их
возможного применения.

Виды и техники нетрадиционного рисования

.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на
разных возрастных этапах
для нетрадиционного рисования рекомендуется
использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкол ьного возраста при рисовании уместно
использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком,
пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста :
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые
мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы
и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография
Методы проведения занятия :
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о
последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Данные методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение
предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как
следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для
успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать

возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С
возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги,
выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Младшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год
проводится 36 занятий. Длительность занятия в младшей группе - 15мин
Средняя группа - количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год
проводится 72 занятий. Длительность занятия в старшей группе -20 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в
форме кружковой работы
Формы подведения итогов в конце
образовательной программы :

года реализации дополнительной

-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно
решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как
представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка,
обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить
к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые
доступные средства

Перспективный план занятий во второй младшей группе
№ Тема занятия

Нетрадиционная Программное содержание
техника
Диагностическое -----------------Выявить уровень
занятие
изобразительного творчества у
Грибочки
детей младшего дошкольного
возраста

Оборудование

1

Листы бумаги А-4,
акварельные
краски, гуашь,
восковые мелки,
цветные
карандаши,
пальчиковые
краски, салфетки.
Листы с
изображением
грядки с репкой и
контуром тучки.
Синяя пальчиковая
краска в мисочках,
салфетки, зонтик
для игры,
иллюстрации и
эскизы.

2

Мой любимый
дождик

Рисование
пальчиками

Познакомить с нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования пальчиками. Показать
приёмы получения точек и
коротких линий. Учить рисовать
дождик из тучек, передавая его
характер (мелкий капельками,
сильный ливень), используя точку
и линию как средство
воспитывать интерес к познанию
природы и отражению своих
впечатлений в изобразительной
деятельности.
Познакомить с техникой
печатания печаткой из картофеля,
яблок. Показать приём получения
отпечатка. Учить рисовать яблоки
и ягоды, рассыпанные на тарелке,
используя контраст размера и
цвета. Развивать чувство
композиции.

3

Ягоды и яблочки Оттиск
на тарелочке
печатками из
картофеля,
яблок

4

Вкусный компот

Оттиск яблоком

Упражнять в технике печатания.
Воспитывать аккуратность.

5

Осеннее дерево

Рисование
ладошкой

Познакомить детей с новой
техникой нетрадиционного
рисования –« рисование
ладошкой» .Вызвать
эмоционально-эстетический
отклик на тему занятия. Учить

Круг из
тонированной
бумаги,
пальчиковая краска
в мисочках
жёлтого, красного,
фиолетового,
зелёного цветов,
различные печатки,
салфетки, ягоды и
яблоки
натуральные или
муляжи
Лист с контурным
изображением
банки, пальчиковая
краска красная,
желтая, салфетки,
яблоки
натуральные или
муляжи
Лист ватмана
тонированный с
изображенным на
нем стволом
дерева; доска;
пальчиковая краска

видеть красоту осенней природы;
развивать ритм и цветовосприятие
навыки коллективной
деятельности.

6

Ветка рябины

Скатывание
салфеток,
оттиск
печатками

7

Украшение
чайного сервиза

Оттиск
печатками

8

Нарядные
матрешки

Оттиск
печатками

9

Свитер для
друзей

Рисование
пальчиками

10 В лесу родилась
елочка

Рисование
ладошкой

11 Мои рукавички

Оттиск
печатками

желтая, оранжевая,
салфетки,
засушенные листья
знакомых детям
деревьев.
Познакомить с новой
гроздь рябины,
нетрадиционной техникой. Учить пальчиковая краска
изображать на ветке ягоды.
красного цвета,
Упражнять в комбинировании
салфетки, листы с
различных техник; развивать
изображением
чувство композиции и цвета
ветки рябины без
Закрепить знания и представления ягод, иллюстрация
о цвете (красный), форме
дерева рябины.
(круглый), величине (маленький),
количестве (много).
Закрепить умение украшать
Вырезанные из
простые по форме предметы,
бумаги чашки
нанося рисунок по возможности
разной формы и
равномерно на всю поверхность
размера,
бумаги. Упражнять в технике
разноцветная
печатания.
пальчиковая краска
в мисочках,
различные печатки,
салфетки, выставка
посуды
Закрепить умение украшать
Матрешки,
простые по форме предметы,
вырезанные из
нанося рисунок по возможности
бумаги, разные
равномерно на всю поверхность
печатки,
бумаги. Упражнять в технике
пальчиковая краска
печатания. Развивать чувство
, салфетки
ритма, композиции.
Продолжать знакомить с
Две куклы техникой рисования пальчиками; мальчик и девочка ,
развивать инициативу, закрепить
пальчиковая
знание цветов; учить составлять
краска, салфетки,
элементарный узор
силуэты свитеров
разного цвета,
эскизы свитеров с
различными
узорами
Совершенствовать умение делать Тонированный лист
отпечатки ладони. Развивать
(голубой),
творчество, навыки коллективной пальчиковая краска
деятельности.
зеленая, салфетки,
иллюстрации с
изображением
елочки
Закрепить умение украшать
Вырезанные из
простые по форме предметы,
бумаги рукавички
нанося рисунок по возможности
разных форм и
равномерно на всю поверхность
размеров, печатки,

бумаги. Упражнять в технике
печатания.

12 Елочка
пушистая,
нарядная

Тычок жесткой
полусухой
кистью,
рисование
пальчиками

Познакомить с техникой
тычкования. Учить использовать
такое средство выразительности,
как фактура. Закрепить умение
украшать рисунок, используя
рисование пальчиками. Развивать
чувство ритма.

13 Морозко

Рисование
ладошкой

Совершенствовать умение в
художественных техниках
рисования ладошкой и
пальчиками. Развивать
воображение.

14 Снежок для
елочки

Рисование
пальчиками

Закрепить умение рисовать
пальчиками. Учить наносить
отпечатки по всей поверхности
листа (снежинки, снежные
комочки).

15 Зайчишка

Тычок жесткой
полусухой
кистью

Совершенствовать умение детей в
различных изобразительных
техниках. Учить наиболее
выразительно отображать в
рисунке облик животных.
Развивать чувство композиции.

16 Рыбки в
аквариуме

Рисование
ладошкой,
пальчиками

17 Ночь и звезды

Рисование
манкой,
скатывание
салфеток

Учить превращать отпечатки
ладоней в рыб, рисовать
различные водоросли. Развивать
воображение, чувство
композиции. Закрепить умение
дополнять изображение деталями.
Познакомить с нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования манной крупой.
Воспитывать эстетическое
отношение к природе через

пальчиковая краска
в мисочках,
выставка
рукавичек,
салфетки
Маленькая ёлочка,
вырезанная из
плотной бумаги,
зелёная гуашь,
жёсткая кисть,
гуашь красного и
оранжевого цвета в
мисочках, салфетки
Листы бумаги
тонированные
(синие) с
изображением лица
и шапки деда
мороза, белая
пальчиковая
краска, салфетки,
иллюстрации
Тонированные
листы бумаги
(синие,
фиолетовые) с
изображенными
елочками, белая
пальчиковая краска
в мисочке,
салфетки,
иллюстрации
зимнего леса
Листы
тонированные
(светло-голубые) с
контурным
изображением
зайчика, гуашь
белая, жесткие
кисти, салфетки
Тонированные
листы бумаги
(светло-голубые),
пальчиковая
краска, салфетка,
иллюстрации.
Лист с контурным
изображением
ночного неба, клей,
манная крупа,
салфетки

изображение образа неба.
Учить передавать в рисунке
строение предмета, состоящего из
нескольких частей. Упражнять в
технике тычка полусухой жёсткой
кистью. Продолжать учить
использовать такое средство
выразительности, как фактура
Показать прием получения
коротких линий. Закрепить
данный прием рисования.
Развивать цветовосприятие.

18 Веселый
снеговик

Тычок жесткой
полусухой
кистью

19 Закат

Рисование
пальчиками

20 Цветочек для
папы

Оттиск
печатками из
картофеля
(цветочек)

Упражнять в печатании с
помощью печаток. Развивать
чувство композиции.

21 Корзина для
тюльпанов

Скатывание
салфеток

22 Тюльпаны в
подарок маме

Рисование
ладошкой

Упражнять в скатывании шариков
из салфеток, упражнять в технике
печатания ладошкой, навыки
коллективной деятельности.
Упражнять в технике печатания
ладошкой, навыки коллективной
деятельности. Развивать
цветовосприятие.

23 Ветка мимозы

Скатывание
салфеток

24 Веселая птичка

Рисование
пальчиками

25 Солнышко,
которое мне
светит

Рисование
ладошкой

Упражнять в скатывании шариков
из салфеток. Развивать чувство
композиции. Закрепить навыки
наклеивания. Закрепить знания и
представления о цвете (жёлтый) ,
форме (круглый), величине
(маленький), количестве (много),
качестве (пушистый) предмета;
формировать навыки
аппликационной техники.
Учить рисовать оперение птицы
пальчиками. Развивать
цветовосприятие. Воспитывать
аккуратность.
Учить наносить отпечатки–
лучики для солнышка. Развивать
цветовосприятие и зрительнодвигательную координацию.

Бумага
тонированная
(синяя). Гуашь
белая, жесткая
кисть, салфетки
Листы бумаги с
контурным
изображением,
пальчиковая
краска, салфетки
Лист бумаги
тонированный
(светло-голубой),
печатки в форме
цветов,
пальчиковая краска
зеленая, синяя,
красная и т.п.
салфетки
Ватман, клей ,
кисть, синие
салфетки, корзина
Ватман с работой
детей по пред. теме,
пальчиковая краска
красная, салфетки.
Иллюстрации с
изображением
тюльпанов
Листы с
изображением
ветки, желтые
салфетки, ветка
мимозы.

Лист с контурным
изображением
птицы, пальчиковая
краска, салфетки,
Листы светлоголубого цвета с
кругом желтого
цвета посередине,
пальчиковая краска

желтого цвета,
салфетки, картинки
с изображением
солнышка.
26 Цветы для
пчелки

Рисование
ладошкой и
пальчиком

27 Салфетка

Рисование
пальчиками

28 Божьи коровки

Рисование
пальчиками

29 Одуванчики

Рисование
пальчиками

30 Волшебный
цветочек

Рисование
пальчиками

31 Сиреневый
букет

Скатывание
салфеток

Поддерживать интерес к
изобразительной деятельности;
Продолжать учить рисовать
ладошкой и пальчиком на листе
бумаги; Закрепить знания
красного и зеленого цветов;
Развивать воображение;
воспитывать аккуратность.
Закрепить данный прием
рисования. Развивать чувство
композиции

Упражнять в технике рисования
пальчиками. Закрепить умение
равномерно наносить точки.
Вызвать эмоциональноэстетический отклик на тему
занятия.
Учить передавать образ цветка,
его строение и форму используя
пальчики. Закрепить знания цвета
(зеленого, желтого). Вызвать
эмоционально-эстетический
отклик на тему занятия.
Воспитывать бережное
отношение к природе
Поддерживать интерес к
изобразительной деятельности.
Продолжать учить рисовать
пальчиками. Закрепить знания
цветов радуги. Развивать
воображение.
Упражнять в скатывании шариков
из салфеток.
Развивать чувство композиции.
Закрепить навыки наклеивания.

альбомные листы,
пальчиковая краска
красная, зеленая,
салфетки, игрушка
пчелка,
искусственный
цветок
Лист с
изображением
салфетки,
пальчиковая
краска, салфетки,
эскизы и
иллюстрации
Лист с контурным
изображением
божьей коровки,
пальчиковая
краска, салфетки,
иллюстрации
Альбомные листы,
пальчиковая краска
желтая и зеленая,
иллюстрации с
изображением
одуванчиков,
салфетки.
Лист с контурным
изображением
цветка,
пальчиковая
краска, салфетки,
иллюстрации к
сказке « Цветиксемицветик»
Лист с наклеенным
изображением
корзинки, салфетки
сиреневые, клей,
кисть, ветка
сирени.

Перспективный план занятий в средней группе
СЕНТЯБРЬ
Nп/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Диагностика

Различные

2

Укрась платочек

Оттиск
пробкой.
Рисование
пальчиками

3

Осеннее дерево

4

свободное
экспериментирование
с материалами

Оттиск
печатками
из ластика
Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании
с
материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.
Учить украшать платочек простым узором,
используя печатание, рисование пальчиками и
прием
примакивания.
Развивать
чувство
композиции, ритма.Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.
Познакомить с приемом печати печатками.
Воспитать у ребенка художественный вкус.

5

Осенний букет

6

7
8

Печатание
листьями
Рисование
Оттиск
«Растения в нашей поролоном
группе»
Рисование
Рисунки
«Грибы в корзинке» ладошками
свободное
Различные
экспериментирование
с материалами

Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании
с
материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках. Закрепить умение
выбирать самостоятельно технику и тему.
Познакомить с приемом печати
листьями.
Воспитать у ребенка художественный вкус
Учить прижимать поролон к штемпельной
подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.
Расширять знания детей о грибах; учить рисовать
грибы с помощью ладошки
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании
с
материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках. Закрепить умение
выбирать самостоятельно технику и тему.

ОКТЯБРЬ
Nп/п Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Заготовка на зиму Оттиск
«Компот из яблок»
печаткой
яблока

2

Улитка

Познакомить с техникой печатания яблоком,
из поролоновым
тампоном.
Показать
приём
получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и
ягоды в банке. По желанию можно использовать
рисование
пальчиками.
Развивать
чувство
композиции. Воспитать у ребенка художественный
вкус.
Рисование
Познакомить с техникой сочетания акварели и
восковыми
восковых мелков. Учить детей рисовать восковым

мелками,
солью
3

Грибы в лукошке

4

свободное
экспериментирование
с материалами

5

Цыпленок

6

Два петушка

7

Рисование
Кляксография
«Мое
любимое трубочкой,рис
дерево осенью»
ование
пальчиками
Рисование
Печать
«Осень на опушке листьев
краски разводила»

8

Оттиск
печатками
(шляпкакартон),
рисование
пальчиками
Различные

мелком по контуру, учить раскрашивать по частям,
аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей
умение работать индивидуально.
Упражнять в рисовании предметов овальной
формы, печатание печатками. Развивать чувство
композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.

Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании
с
материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках. Закрепить умение
выбирать самостоятельно технику и тему.
Рисование с Учить детей наносить клей на отдельный участок,
помощью
щедро насыпать крупу на отдельный участок,
риса, ватные аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с
палочки
помощью ватной палочки. Воспитывать у детей
умение работать индивидуально.
Рисование
ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони
и дорисовывать их до определенного образа
(петушки). Развивать воображение, творчество.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Познакомить детей с новым приемом рисования –
кляксография трубочкой. Развивать воображение.
Познакомить с новым видом изобразительной
техники – «печать растений». Развивать чувства
композиции, цветовосприятия.

НОЯБРЬ
Nп/п Тема занятия

Техника

1

Рябинка

Рисование
пальчиками

2

Мои любимые рыбки

3

Первый снег

Программное содержание

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и
листики (примакиванием). Закрепить данные
навыки рисования. Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Рисование
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони
ладошками
и дорисовывать их до определенного образа
(рыбки). Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
Оттиск
Закреплять умение рисовать деревья большие и
печатками из маленькие, изображать снежок с помощью техники
салфетки
печатания или рисование пальчиками. Развивать
чувство композиции. Воспитать у ребенка

4

5

6
7

8

художественный вкус.
Гуашь,
Учить детей наклеивать ватные диски, учить
ватные диски, аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять»
палочки
картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у
детей умение работать индивидуально.
свободное
Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментирование
экспериментировании
с
материалами,
с материалами
необходимыми для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках. Закрепить умение
выбирать самостоятельно технику и тему.
Рисование «Улетаем Кляксография Знакомить детей с правилами нанесения клякс на
на юг»
стекло и накладывание сверху бумаги.
«Необычная посуда» Оттиск
Упражнять в комбинировании различных техник;
пробкой,
развивать чувство композиции, колорита, образные
печатками из представления о предметах.
ластика,
печать
по
трафарету,
«знакомая
форма
–
новый
образ».
Рисование
Оттиск
Совершенствовать умения в художественных
«Обои
в
моей печатками + техниках печатания и рисования. Закрепить умение
комнате»
поролон
составлять простые узоры.
Цыпленок

ДЕКАБРЬ
N
п/п
1

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Зимний лес

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение
рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Мои
рукавички

3-4

Овечка

Печать
по
трафарету,
рисование
пальчиками
Оттиск
печатками
рисование
пальчиками
Кисть щетина,
салфетка,
рисование
пальчиками

5

Рисование
«Зимние
напевы»
Рисование
«Дымковская
игрушка»
(конь)
Рисование
«Елочка

6

7

Набрызги
Оттиск
печатками
Рисование
пальчиками,

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение
украшать предмет, нанося рисунок по возможности
равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей
умение работать индивидуально.
Учить тонировать лист, промакивать салфеткой
(изображая облака, шерсть), учить детей техникой
рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение
рисовать
пальчиками.
Воспитать
у
ребенка
художественный вкус.
Развивать у детей интерес к изобразительной
деятельности, продолжать знакомить их с разными
техниками и материалами.
Закрепить умение украшать дымковским узором простую
фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.
Закрепить умение изображать елочные игрушки.

нарядная»
8

Рисование
солью
«Дед Мороз»

ЯНВАРЬ

оттиск
поролоном
Гуашь + соль

Научить новому приему оформления изображения:
присыпание солью по мокрой краске для создания
объемности изображения.

N
п/п
1

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Ёлочка
пушистая,
нарядная

Тычок жёсткой
полусухой
кистью,
рисование
пальчиками

2

Снежок

3

Снеговичок

Рисование
свечой,
акварель
Комкание
бумаги
(скатывание)

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой
жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое
средство выразительности, как фактура. Закрепить
умение украшать рисунок, используя рисование
пальчиками. Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать
фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Рисование
Различные
«Музыкальный
рисунок»
Рисование
Рисунки
«Зимний лес»
ладошки

5

ФЕВРАЛЬ

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в
работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить
дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка,
заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Развивать чувство цвета посредством музыки и
рисования. Стимулировать творчество детей к
импровизации с цветовым пятном.
из Научить прикладывать ладошку к листу и обводить
простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

N
п/п
1

Тема занятия

2

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять
умение дорисовывать у полураспустившихся цветов
стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус
Ягоды
и Рисование
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из
фрукты
пальчиками,
многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей
карандашом
разноцветной гаммой красок. Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.
Плюшевый
Поролон
Помочь детям освоить новый способ изображения –
медвежонок
(2шт.), тонкая рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее
кисть, гуашь
ярко передать изображаемый объект, характерную
фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать
крупно, располагать изображение в соответствии с
размером листа. Воспитать у ребенка художественный
вкус.

3

4

Чашка

Техника

Оттиск
печатками,
печать
по
трафарету,
ватные палочки
Цветочек для Оттиск
папы
печатками из
картофеля

Программное содержание
Упражнять в технике рисования тычком, печатание
печатками. Развивать чувство композиции. Учить
дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.

5

6

7
8

Рисование
«Необычные
машины»

Оттиск
пробкой
и
печатками,
черный маркер
+
акварель,
«знакомая
форма – новый
образ»
Рисование
Оттиск
«Галстук для пробкой,
папы»
печатками из
ластика, печать
по трафарету,
«знакомая
форма – новый
образ».
Рисование
Набрызг
«Зимние
напевы»
Рисование
Оттиск
«Семеновские печатками
матрешки»

Упражнять в комбинировании различных техник;
развивать чувство композиции, ритма, творчество,
воображение.

Тема занятия

Программное содержание

Закрепить умение украшать галстук простым узором,
используя крупные и мелкие элементы.

Познакомить с новым способом изображения снега –
«набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.
Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать
цветовосприятие.

Март
N
п/п
1
2

3

4

5
6

Мимоза
мамы

Техника

для Рисование
пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков
из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у
ребенка художественный вкус.
Солнышко
Рисование
Закреплять технику печатанья ладошками. Учить
ладошками
наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для
солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у
детей умение работать индивидуально.
Животные
Рисование
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из
(петух, птица, пальчиками,
многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей
слон, олень, карандашом
разноцветной гаммой краской.
медведь)
или
кисть, Воспитать у ребенка художественный вкус.
фломастер
Подснежники Акварель,
Учить рисовать подснежники восковыми мелками,
восковые
обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить
мелки
с помощью акварели передавать весенний колорит.
Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.
Рисование + По выбору
Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники
аппликация
исполнения.
«Моя семья»
свободное
Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном
эксперименти
экспериментировании с материалами, необходимыми для
рование
с
работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
материалами
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и

7
8

Рисование
«Веселые
человечки»
Рисование
«Ранняя
весна»

Волшебные
веревочки
Монотипия
пейзажная

тему.
Познакомить детей с новым методом рисования с
помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт
человека в движении.
Научить складывать лист пополам, на одной стороне
рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в
озере. Половину листа протирать губкой.

АПРЕЛЬ
N
п/п
1

Тема занятия

Техника

Неваляшка

Кисточка,
пуговицы
различной формы

2

Волшебные
картинки
(волшебный
дождик)

3

Подарок
для
кошки Мурки

4

Насекомые
(бабочка, паук,
божья коровка,
гусеница)
свободное
экспериментиров
ание
с
материалами

5

Программное содержание

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной
формы. Закрепить основные цвета: красный,
желтый,
синий.
Воспитать
у
ребенка
художественный вкус.
Рисование свечой
Закреплять технику рисования свечой (волшебный
дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой
краской. Учить рисовать тучу с помощью
воскового
мелка.
Воспитать
у
ребенка
художественный вкус.
Ватные
палочки, Упражнять детей в выкладывании и наклеивании
готовое
изображения из геометрических фигур; закрепить
изображение
названия
фигур;
совершенствовать
умение
кошки
(из рисовать шарики ватными палочками; воспитывать
геометрических
аккуратность при работе с клеем и красками,
фигур: голова – желание помочь другу.
круг,
ушималенькие
треугольники,
туловище-большой
треугольник, лапы,
хвост – овалы),
краски
разных
цветов, на каждого
ребёнка
набор
геометрических
фигур
для
выкладывания
изображения
кошки, клей ПВА.
Рисование
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из
пальчиками,
многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей
карандашом
разноцветной гаммой краской. Воспитывать у
детей умение работать индивидуально.
Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании
с
материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках. Закрепить умение
выбирать самостоятельно технику и тему.

6

Рисование
«Космический
пейзаж»

Граттаж

Научить новому способу получения изображения –
граттажу.

7

Рисование
«Грачи
прилетели»

Печать ластиком

Учить детей печатками из ластика изображать стаю
перелетных птиц.

8

Рисование
Гуашь + манка
гуашью с манкой
«Ворона»

МАЙ
N
п/п
1

2

3
4

5

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Черемуха

Рисование ватными Продолжать знакомить детей с техникой
палочками,
рисования
тычком.
Формировать
чувство
пальчиками
композиции и ритма. Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.
Салют
Акварель
или Закрепление навыка рисования акварелью или
гуашь,
восковые гуашь, учить рисовать салют с помощью
мелки
воскового
мелка.
Воспитать
у
ребенка
художественный вкус.
Котенок
Тычок полусухой Закреплять навык печати кистью по трафарету.
жесткой
кистью, Воспитывать
у
детей
умение
работать
трафарет котенка
индивидуально.
Как я люблю Обрывание,
Совершенствовать
эстетическое
восприятие
одуванчики
восковые
мелки, природных явлений и техник их изображения –
тычкование.
обрывания и тычкования и других; развивать
чувство композиции и колорита в процессе
использования разных материалов для создания
выразительного образа одуванчика в пейзаже.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Рисование
Воздушные
Продолжать учить рисовать фломастерами,
«Салют»
фломастеры
распределять по листу разноцветные брызги.

6

Рисование
«Красивый
пейзаж»

7

Диагностика
Различные
(свободное
экспериментиро
вание
с
материалами)
Диагностика
Различные
(свободное
экспериментиро
вание
с
материалами)

8

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с
манкой, расширять представления о форме, размере
и цвете предметов. Развивать изобразительные
навыки и умения.

Рисование песком

Знакомить с методом рисования пейзажа, учить
располагать правильно предметы.
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании
с
материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании
с
материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных
изобразительных техниках. Закрепить умение
выбирать самостоятельно технику и тему.

Список использованной литературы
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //
Дошкольное образование. – 2010. – №18
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство
«Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство
«Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим
навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.
Лебедева
Е.Н.
Использование
нетрадиционных
техник
ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

[Электронный

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование,
конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.СПб.: КАРО,2010.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в
ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва.
2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».