Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 438
Дополнительная образовательная программа
общеразвивающей направленности
«Подготовка к школе»
для детей старшего дошкольного возраста
(5-7 лет)
педагог дополнительного образования
Бабичук Ю.Ю.
Екатеринбург, 2024
Содержание
Пояснительная записка ........................................................................................................... 3
Актуальность дополнительной образовательной программы ..................................................... 3
Новизна программы ......................................................................................................................... 3
Возрастные особенности детей 5-7 лет ......................................................................................... 4
Цель программы............................................................................................................................... 5
Задачи программы............................................................................................................................ 5
Формы и методы, условия реализации программы ...................................................................... 6
Принципы реализации программы ................................................................................................ 7
Сроки реализации программы и режим занятий .......................................................................... 7
Ожидаемые результаты ................................................................................................................... 8
Формы оценки результатов освоения программы ........................................................................ 8
Учебно-тематический план .................................................................................................... 9
Модуль 1. Развитие речи и обучение грамоте ............................................................................... 9
Модуль 2. Формирование элементарных математических представлений .............................. 35
Литература............................................................................................................................ 38
Пояснительная записка
Актуальность дополнительной образовательной программы
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В
современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема
готовности ребенка к школе, и одна из них — речевая. Под речевой
готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов,
основными из которых являются звукопроизношение, фонематический
слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность
речи. Задача дошкольного учреждения — воспитать у детей качества речи,
способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в
начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего
последующего образования. Однако с каждым годом увеличивается число
детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают
большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов,
плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это
приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания
прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и
фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков
чтения и письма.
Помимо речевых навыков, важной составляющей подготовки к школе
является обучение математике. В этом возрасте дети осваивают счет, учатся
различать и сравнивать величины, решать простейшие арифметические
задачи, а также ориентироваться в пространстве. Эти навыки формируют у
ребенка основы логического мышления и способствуют развитию
когнитивных способностей, необходимых для успешного обучения в школе.
Новизна программы
Данная программа направлена на подготовку детей 5–7 лет к успешному
освоению чтения и математики в начальной школе. В основу программы
положены методическое пособие «Занимательное обучение чтению»
Ковригиной Т.Е., Шеремет Р. Е., «Азбука в картинках и стихах» В. А.
Ковшикова, В. Д. Юрчишина «Вижу – читаю – пишу», И. А. Быковой
«Обучение детей грамоте в игровой форме», «Подготовка к школе.
Математика» Р. М. Хамидулиной.
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям,
название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама
картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы.
Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает
ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное
изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию.
Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов,
животных и прочее. В процессе ознакомления детей с буквами введены
короткие стихи, которые рекомендуется выучить для закрепления связи
буквы с ее зрительным образом. Последовательность изучения букв
алфавита предлагается по «Букварю» Жукова. На занятиях дети заводят
специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из
букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется
подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы. Дидактическое
сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука,
художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и
индивидуально.
Занятия носят комбинированный характер. Каждое включает в себя
несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый
материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на
повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в
области грамоты и математики.
В рамках обучения математике дети также знакомятся с цифрами и их
графическим образом, учатся считать и сравнивать величины. Чтобы
облегчить запоминание чисел, используются аналогичные методики: цифры
ассоциируются с визуальными образами, такими как предметы и животные.
На занятиях дети могут решать простейшие арифметические задачи,
используя игровые методы и материалы, такие как карточки и таблицы. Это
способствует развитию логического мышления и пространственной
ориентации. Занятия по математике и грамоте проводятся в
интегрированной форме, что помогает детям связать различные аспекты
обучения и делает процесс познания более интересным и увлекательным.
Возрастные особенности детей 5-7 лет
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) является важным этапом в жизни
ребенка, когда он активно познает окружающий мир, развивает социальные
навыки и готовится к школе. В этот период игра остается основным
способом обучения, хотя ее формы и содержание меняются. Дети начинают
задавать много вопросов и развивают воображение, что позволяет им
придумывать собственные версии ответов.
На этом этапе дети стремятся к самостоятельности, но все еще могут
испытывать трудности с концентрацией на неинтересных для них задачах.
К семи годам они начинают осознавать правила взаимодействия с
окружающими, учатся играть по правилам и учитывать мнения других
людей. Это время также характеризуется изменениями в поведении: дети
могут становиться непослушными и упрямыми, что является частью их
развития и осваивания новых форм поведения.
Кризис семи лет отмечает переход ребенка на новую стадию развития,
связанную с формированием его социального Я. В этот период важно
поддерживать детей, уважать их фантазии и помогать справляться с
возникающими страхами, при этом постепенно снижая контроль и позволяя
им развивать самостоятельность.
Цель программы
Формирование речевой готовности к школе
математических представлений у детей 5–7 лет.
и
элементарных
Задачи программы
Подготовка к обучению грамоте
- Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений,
понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из
каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов,
делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из
слогов.
Воспитание звуковой культуры речи
- Формирование и закрепление правильного произношения звуков родного
языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка
интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
Формирование грамматического строя речи
- Развитие умения образовывать существительные с увеличительными,
уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному
построению предложений.
Развитие процессов восприятия, мышления, речи
- Совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного
анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
Обучение математике
- Формирование у детей первоначальных математических представлений,
таких как понимание чисел и их последовательности, освоение понятий
«больше», «меньше», «равно».
- Обучение счету в пределах первых десяти чисел, умению проводить
простейшие арифметические операции, такие как сложение и вычитание.
- Развитие навыков сравнения и классификации предметов по величине,
форме и цвету.
- Обучение решению простейших арифметических задач, развитие
логического мышления через игровые методы.
- Развитие пространственной ориентации, умения определять направление
и положение предметов в пространстве.
- Обучение распознаванию и называнию основных геометрических фигур,
таких как круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, а также объемных
тел, таких как куб, шар, цилиндр и конус; развитие умения находить эти
формы и тела в окружающих предметах и использовать их в игровых и
творческих заданиях.
Формы и методы, условия реализации программы
Для эффективного обучения детей в дошкольном возрасте и развития у них
речевых и математических навыков рекомендуется использовать
следующие методы:
Словесный метод: включает заучивание стихотворений и
рассказывание коротких историй, связанных с буквами и числами.
Проведение бесед о том, как слова и числа встречаются в
повседневной жизни, помогает детям лучше усваивать материал.
Наглядный метод: использование иллюстраций, наглядных пособий и
реальных объектов для визуализации букв, звуков, чисел и
геометрических фигур. Наблюдение и рассматривание помогают
детям лучше понимать и запоминать информацию.
Практический метод: включение в занятия различных игр и
упражнений, направленных на развитие как речевых, так и
математических навыков.
Для развития речи: словесные игры, такие как «Поймай звук»,
«Найди букву», «Цепочка слов» и другие.
Для обучения математике: игры на счет, классификацию и
сортировку предметов, такие как «Сосчитай шаги», «Найди фигуру»,
«Угадай число».
Методические условия реализации программы: использование
адаптированных методик, таких как методика Журовой Л.Е. для
чтения и соответствующих материалов, например, «Букваря» Жукова,
а также современных подходов к обучению математике,
ориентированных на игровые и интерактивные методы.
Дидактические условия: наличие разнообразных дидактических
пособий, таких как таблицы и карточки для обучения чтению,
звуковому анализу и математическим навыкам. Интерактивные
материалы могут значительно обогатить процесс обучения.
Материально-технические условия: обеспечение образовательного
процесса необходимыми пособиями, таблицами и карточками для
грамоты и математики, а также использование интерактивных досок
и других технических средств.
Психологические
условия:
создание
доброжелательной,
поддерживающей и творческой атмосферы на занятиях. Обеспечение
ситуации успеха для каждого ребенка способствует развитию
уверенности в своих способностях как в области речи, так и
математики.
Принципы реализации программы
1. Последовательности – «от простого к сложному», в соответствии с
познавательными возрастными возможностями детей
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания
материала)
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного,
Последовательности (все задачи решаются методом усвоения
материала раздаточного материала, наличие дидактических игр и
пособий)
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности
дошкольников)
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и
возможностей их достижения)
Сроки реализации программы и режим занятий
Данная программа рассчитана на 9 месяцев обучения детей 5–7 лет с разным
уровнем готовности к школе.
Проведение занятий планируется 8 раз в месяц фронтально (4 занятия по
развитию речи, 4 занятия по математике), продолжительностью 25-30 минут
во вторую половину дня.
Ожидаемые результаты
К концу курса дети смогут:
1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать
названия букв.
2. Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
3. Правильно ставить ударение в знакомых словах.
4. Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
5. Составлять из букв разрезной азбуки слова.
6. Понимать и использовать понятия: «число», «цифра», «форма»,
«величина».
7. Владеть навыками счета в пределах первых десяти чисел и выполнять
простейшие арифметические операции, такие как сложение и вычитание.
8. Различать и называть основные геометрические фигуры и объемные тела,
такие как круг, квадрат, треугольник, куб, шар и цилиндр.
9. Уметь сравнивать и классифицировать предметы по различным
признакам, таким как форма, размер и количество.
10. Ориентироваться в пространстве, определять направление и положение
предметов.
Формы оценки результатов освоения программы
Диагностика освоения программы производится в середине и конце
учебного года в форме игровых занятий, где дети выполняют различные
задания, направленные на проверку усвоенных знаний и навыков. Это
может включать в себя игры, диагностические задания, упражнения на
логику и внимание, а также задания на развитие речи и математических
способностей. Результаты диагностики могут быть использованы для
дальнейшей корректировки учебного процесса и обеспечения
индивидуального подхода к каждому ребенку.
Учебно-тематический план
Модуль 1. Развитие речи и обучение грамоте
Месяц Тема
ы,
недели
Сентябрь
1
Речь.
Предложение.
Слово.
2
3
Программное
содержание
Раскрыть перед детьми
термины
«речь»,
«предложение», «слово».
Учить
схематично
изображать предложение.
Составлять предложения
из двух, трех слов,
опираясь на схему.
Слог. Ударение. Познакомить детей со
слоговым составом слова,
с понятием «ударный
слог». Научить членить
слова на слоги. Составлять
схемы
слов
2-,3-,4хсложных.
Устная
и Дать понятие о речи
письменная
устной и письменной,
речь. Звук и познакомить с понятиями
буква.
«звук»
и
«буква»,
Совместная
деятельность
детьми
Самостоятельная
с деятельность
детей
Беседа
Составление
предложений по схеме
с опорой на картинки,
предметы.
Вычленение
предложений
из
микрорассказа.
Беседа
Деление слов на слоги.
Выделение ударного
слога.
Составление
схем слов 2-,3-,4хсложных.
Беседа
Составление
предложений
Самостоятельное
составление
предложений
из
двух, трех слов.
Самостоятельное
составление слов
из
двух,
трех,
четырех слогов.
Составление схем
схем предложений
(предложение,
слова, слоги).
Совместная
деятельность
родителями
с
Тематическая
консультация
«Обучение
основам грамоты
дошкольников в
подготовительно
й группе»
4
«гласный», «согласный».
Совершенствовать умение
составлять
схему
предложения.
Звук [а] и буква Учить выделять звук [а] из
Аа.
речи.
Познакомить
с
буквами А, а. Развивать
фонематический
слух,
мелкую моторику пальцев
рук.
Октябрь
1
Звук [у] и буква Учить выделять звук [у] из
Уу.
речи.
Учить
анализировать звуковой
ряд, состоящий из двух
гласных
звуков.
Познакомить с буквами
У,у.
Развивать
фонематический
слух,
(предложение,
слоги).
слова,
Артикуляция звука и
его характеристика.
Д/и
«Доскажи
словечко»
Д/и «Узнай звук»
Д/и
«Кто
внимательный?»
Знакомство с буквами
А, а.
Анализ образа буквы
Д/и «На что похожа
буква А?»Печатание
букв. Чтение букваря
Написание
букв
Аа.
Раскрашивание и
штриховка контура
буквы.
Артикуляция звука и
его характеристика.
Д/и
«Доскажи
словечко»
Д/и «Узнай звук»
Чтение сказки «Про
маленького паучка»
Знакомство с буквами
У,у.
Написание букв Уу.
Раскрашивание и
штриховка контура
буквы.
Практикум
«Готовим руку к
письму»
Работа с детьми в
тетрадях
по
обучению
грамоте
Чтение
и
выполнение
2
мелкую моторику пальцев Анализ образа буквы
рук.
Д/и «На что похожа
буква У?»
Печатание букв
Чтение букваря
Звук [о] и буква Учить выделять звук [о] из Артикуляция звука и
Оо.
речи.
Учить его характеристика.
анализировать звуковой Д/и «Узнай звук»
ряд, состоящий из гласных Д/и «Где прячется
звуков,
определять звук»
позицию звука в словах Чтение
сказки
Г.
(начало, середина, конец). Юдина
«Ослиный
Познакомить с буквами огород»
О,о.
Упражнять
в Знакомство с буквами
использовании
О,о.
местоимений он, она, оно. Анализ образа буквы
Развивать
Д/и «На что похожа
фонематический
слух, буква О?»
мелкую моторику пальцев Двигательная речевая
рук.
игра «Медведь и заяц»
Печатание букв
Чтение букваря
заданий
букварю.
Написание
букв
Оо.
Раскрашивание и
штриховка контура
буквы.
по
3
Звуки [м – м’] и Учить детей выделять
буква Мм.
первый согласный звук в
слове. Учить определять
позицию звука в словах.
Учить подбирать глаголы
действия к предложенным
существительным. Ввести
условное
(цветовое)
обозначение
твердых
согласных (синий цвет) и
мягких
согласных
(зеленый
цвет).
Познакомить с буквами
М,м.
Развивать
фонематический
слух,
мелкую моторику пальцев
рук.
4
Звуки [с – с’] и Уточнить
артикуляцию
буква Сс.
звуков [с – с’]; упражнять
детей в определении места
звука в слове и в
проведении
звукослогового анализа слова,
Артикуляция звука и
его
характеристика
([м]
согласный,
твердый
–
обозначается
синим
цветом, [м’] мягкий обозначается зеленым
цветом).
Д/и «Узнай звук»
Д/и «Где прячется
звук»
Звуковой анализ слов
со звуками [м – м’].
Знакомство с буквами
М,м.
Анализ образа буквы
Д/и «На что похожа
буква М?»
Печатание букв, слогов
ма, му, мо.
Чтение букваря
Артикуляция звука и
его характеристика ([с]
- согласный, твердый,
обозначается
синим
цветом, [с’] мягкий -
Написание
букв
М,м, слогов.
Раскрашивание
букв
синим
и
зеленым цветом.
Штриховка
контура буквы.
Составление схемы
слова.
Составление
предложений
с
предлогом с.
5
составлении предложений обозначается зеленым
с предлогом с; ознакомить цветом).
с буквой Сс.
Д/и «Узнавайка»
Д/и
«Кто
внимательный?»
Чтение
сказки
Г.Юдина «Свинья в
гостях»
Знакомство с буквами
С,с.
Анализ образа буквы
Д/и «На что похожа
буква С?»
Печатание
букв,
слогов, слов
Чтение букваря
Звуки [х – х’] и Уточнить
артикуляцию Артикуляция звука и
буква Хх.
звуков [х – х’]; упражнять его характеристика ([с]
в
проведении
звуко- - согласный, твердый,
слогового анализа слова. обозначается
синим
Познакомить с буквой Хх. цветом, [с’] мягкий обозначается зеленым
цветом).
Д/и «Узнавайка»
Д/и
«Кто
внимательный?»
Раскрашивание и
штриховка контура
буквы.
Самостоятельное
чтение
букваря,
с.19-23.
Написание
букв
С,с.
Написание
букв
С,с.
Раскрашивание и
штриховка контура
буквы.
Составление схемы
слова.
Составление
предложений
с
предлогом с.
Чтение
сказки Самостоятельное
Г.Юдина «Свинья в чтение
букваря,
гостях»
с.19-23
Знакомство с буквами
С,с.
Анализ образа буквы
Д/и «На что похожа
буква С?»
Печатание
букв,
слогов, слов
Чтение букваря
Ноябрь
1
Звуки [р – р’] и Уточнить
артикуляцию
буква Рр.
звуков [р – р’]; упражнять
в звуко-слоговом анализе
слов-паронимов
(отличающихся
одним
звуком); упражнять в
дифференциации звуков [р
– л.]
Познакомить с
буквой Рр.
Д/и
«Доскажи
словечко»
Артикуляция звука и
его характеристика ([р]
- согласный, твердый,
обозначается
синим
цветом, [р’] мягкий обозначается зеленым
цветом).
Д/и «Где стоит звук
(начало,
середина,
конец)»
Д/и
«Самый
внимательный?»
Д/и
«Придумай
слово со звуком
[р]»
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Рр.
Самостоятельная
работа в тетради.
Практикум
«Игры со звуками
и
буквами
(учимся делать
звукобуквенный
анализ слов)»
Работа с детьми в
тетрадях
по
обучению
грамоте
Чтение
по
букварю
Д/и «На что похожа
буква Р?»
Д/и «Собери букву»
Печатание
букв,
слогов, слов
Чтение букваря
2
3
Мониторинг
Звуки
[ш]
буква Шш.
и Уточнить артикуляцию
звуков [ш]; развивать
фонематическое
восприятие через работу
со словами-паронимами;
упражнять в умении
дифференцировать звуки
[с-ш];
упражнять
в
правильном
употреблении предлогов
под, из-под. Познакомить
с буквой Шш.
Артикуляция звука и
его характеристика ([ш]
- согласный, твердый,
обозначается
синим
цветом).
И/у «Прятки»
Работа со словамипаронимами
И/у «Звуки спрятались
в словах»
Чтение чистоговорки
Д/и «На что похожа
буква Р?»
Д/и «Найди букву»
Печатание букв, слогов,
слов
Чтение букваря
Раскрашивание и
штриховка контура
буквы. Чтение и
письмо
букв,
слогов,
слов,
предложений
с
буквой Шш.
4
Звук [ы] и буква Уточнить артикуляцию
ы.
звука [ы]; учить детей
делить слово на слоги;
упражнять в образовании
существительных
множественного числа;
познакомить с образом
буквы ы.
Декабрь
1
Звуки [л – л’] и Уточнить
артикуляцию
буква Лл.
звуков [л – л’]; учить детей
находить
слова
по
слоговой
схеме;
упражнять в образовании
родительного
падежа
множественного
числа
существительных;
работать над лексическим
значением
слов.
Артикуляция звука и
его характеристика.
Д/и «Узнай звук»
Д/и «Где прячется звук»
Звуковой анализ и
составление
схемы
слова сыр.
Д/и «Один-много»
Деление слов на слоги
Знакомство с буквой ы.
Д/и «На что похожа
буква ы?»
Печатание букв, слогов,
слов, предложений
Чтение букваря
Деление слов на
слоги.
Раскрашивание и
штриховка контура
буквы.
Печатание
букв,
слогов,
слов,
предложений
Чтение букваря
Д/и «Отгадай загадку –
назови первый звук
отгадки»
Артикуляция звука и
его характеристика ([л]
- согласный, твердый,
обозначается
синим
цветом, [л’] мягкий обозначается зеленым
цветом).
Самостоятельная
работа в тетради.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Лл.
2
Познакомить с буквой Лл, Д/и
«Подбери
закреплять образы букв.
картинку к схеме»
Д/и «Чего нет?»
Д/и «На что похожа
буква Р?»
Печатание
букв,
слогов, слов
Чтение букваря
Звуки [н – н’] и Уточнить
артикуляцию Д/и «Отгадай загадку –
буква Нн.
звуков [н – н’]; учить детей назови первый звук
находить
слова
с отгадки»
изучаемым звуком; учить Артикуляция звука и
составлять предложения с его характеристика ([н]
предлогами
на,
над. - согласный, твердый,
Познакомить с буквой Нн. обозначается
синим
цветом, [н’] мягкий обозначается зеленым
цветом).
Д/и «Найди картинку
со звуком [н]»
Составление
предложений
с
предлогами на, над.
Д/и «На что похожа
буква Н?»
Печатание
букв,
слогов, слов
Самостоятельная
работа в тетради.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Нн.
Памятка
родителям
«Приемы
запоминания
букв»
Работа с детьми в
тетрадях
по
обучению
грамоте
Чтение
по
букварю
3
Звуки [к – к’] и Уточнить
артикуляцию
буква Кк.
звуков [к – к’]; упражнять
в умении делить слова на
слоги, проводить звуковой
анализ;
развивать
фонематический
слух;
составлять предложения с
предлогом к; закреплять
названия животных и их
детенышей; познакомить с
буквой Кк.
Чтение букваря
Д/и «Какие звуки
живут в слове рак,
раки»
Артикуляция звука и
его характеристика ([к]
- согласный, твердый,
обозначается
синим
цветом, [к’] мягкий обозначается зеленым
цветом).
Д/и
«Кто
внимательный?»
Придумывание слов со
звуком [к-к'].
Д/и
«Назови
детеныша», «Кто к
кому»
Физминутка
«Кузнечики»
Д/и «На что похожа
буква К?»
Печатание
букв,
слогов, слов
Чтение букваря
Самостоятельная
работа в тетради.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Кк.
4
Звуки [т – т’] и Уточнить
артикуляцию
буква Тт.
звуков [т -т'], упражнять в
их
дифференциации;
закреплять
умение
определять
последовательность
звуков в односложных
словах; расширять словарь
детей
словамиантонимами, работать над
обобщенным значением
слов;
познакомить
с
образом
буквы
Тт;
закреплять образы букв,
готовить руку к письму.
Январь
1
Каникулы
Звуковой и слоговой
анализ слов Тим и
Том.
Артикуляция звука и
его характеристика ([т]
- согласный, твердый,
обозначается
синим
!
цветом, [т ] мягкий обозначается зеленым
цветом).
д\и «Где живет звук»
(начало,
середина,
конец) д/и «Замени
звук»
д\и «Было-стало»
Физминутка
«Точильщики»
Знакомство с буквой
Тт. д\и «На что похожа
буква Т?»
Печатание
буквы,
слогов,
слов,
предложения.
Чтение букваря
Самостоятельная
работа в тетради.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Тт.
2
Звук [и] и буква Учить
анализировать
Ии.
звуковой ряд; познакомить
с
буквой
Ии;
совершенствовать умения
детей в образовании мн. ч.
сущ. с окончанием -и.
Работать над лексическим
значением слов.
Письмо под диктовку
букв: а, о, у, м, т, к, н, с,
ш, к.
Выделение звука [и] из
слов. Артикуляция и
характеристика звука.
Д\и «Кто больше слов
запомнил»(назвать
слово и объяснить его
значение)
Д/и «Узнай звук»
Д/и «Где прячется
звук»
Д/и «Один-много»
Пальчиковая
гимнастика «Ирочкина
скакалочка»
Д/и «На что похожа
буква И?»
Штриховка,
разукрашивание буквы
Печатание
букв,
слогов,
слов,
предложений
Чтение букваря
Письмо букв под
диктовку.
Штриховка,
раскрашивание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Ии.
Индивидуальные
консультации
родителей
по
обучению
грамоте ребенка
Работа с детьми в
тетрадях
по
обучению
грамоте
Чтение
по
букварю
3
Звуки [п – п’] и Уточнить
артикуляцию
буква Пп.
звуков [п-п']; закрепить
умение детей определять
место звука в слове; составлять предложения с
предлогами по, под, перед;
познакомить с образом
буквы Пп.
Д/и «Отгадай загадку назови первый звук
отгадки»
Артикуляция звука и
его характеристика ([п]
- согласный, твердый,
обозначается
синим
цветом, [п’] мягкий обозначается зеленым
цветом).
Д/и «Где живет звук
(начало,
середина,
конец)»
Составление
предложений
с
предлогами по, под,
перед.
Д/и «На что похожа
буква П?» Печатание
букв, слогов, слов
Чтение букваря
Самостоятельная
работа в тетради.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Пп.
4
Звуки [з – з’] и Уточнить
артикуляцию
буква Зз.
звуков [з - з'], упражнять в
их
дифференциации;
закреплять
умение
определять
последовательность
звуков в односложных
словах:
объяснить
значение слов-паронимов
(отличающихся
одним
звуком). Познакомить с
образом
буквы
Зз;
закреплять образы букв,
готовить руку к письму.
д\и «Найди и посчитай
буквы С»
д\и «Не зевай продолжай»
д\и «Угадай звук»
(чтение
стихотворения)
Артикуляция звука и
его характеристика ([з]
- согласный, твердый,
обозначается
синим
цветом. [з‘] мягкий обозначается зеленым
цветом).
Д/и «Где живет звук
(начало,
середина,
конец)»
Д/и «Замени звук и
объясни слово»
Д/и «На что похожа
буква 3?»
Физминутка
«Заинька»
Печатание
букв,
слогов, слов Чтение
букваря
Письмо букв, слов
под диктовку.
Штриховка,
раскрашивание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Зз.
5
Звук [j] и буква Уточнить
артикуляцию
й.
звука [j]; упражнять детей
в
подборе
притяжательных
местоимений мой, моя,
мое, мои; закреплять
умение определять место
и
последовательность
звуков
в
слове;
познакомить с буквой Ий;
закреплять образ буквы.
Февраль
1
Звуки [г – г’] и Уточнить
артикуляцию
буква Гг.
звуков [г - г']; развивать
фонематическое
восприятие, анализ и
синтез,
упражнять
в
составлении
схемы
предложения, деления его
на
слова,
слоги;
познакомить с образом
Письмо под диктовку
букв, слов. Выделение
звука [j] из слова
«Ой!».
Артикуляция
и
характеристика звука
(звук [j] - согласный,
всегда
мягкий,
обозначается зеленым
цветом).
д\и «Где звук?»
д\и «Поймай звук»
д\и «Мой, моя, мое»
Д/и «На что похожа
буква Й?» Печатание
букв, слогов, слов
Чтение букваря
Письмо букв, слов
под диктовку.
Штриховка,
раскрашивание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Ий.
Чтение
слоговой
таблицы со звуками [з з'].
Работа
над
предложением (чтение
и составление схемы),
д/и
«Доскажи
словечко»
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Гг.
Памятка
родителям
«Приемы
совершенствован
ия
техники
чтения»
Работа с детьми в
тетрадях
по
2
буквы Гг; закреплять Артикуляция звука и
образы букв, готовить его характеристика ([г]
руку к письму.
- согласный, твердый,
обозначается
синим
цветом, [г’] мягкий обозначается зеленым
цветом).
Чтение
сказки
Г.Юдина
«Генерал
Гена»
Физминутка «Гриб»
Д/и «На что похожа
буква Г?» Печатание
букв, слогов, слов
Чтение букваря
Звуки [в – в’] и Уточнить
артикуляцию Д/и «Измени слово»
буква Вв.
звуков [в-в']; закрепить (со звуком [j])
умение детей подбирать Выделение звука [в] в
слова на заданный слог; слогах.
составлять предложения с Артикуляция звука и
предлогом в; познакомить его характеристика ([в]
с образом буквы Вв.
- согласный, твердый,
обозначается
синим
цветом, [в’] согласный,
мягкий - обозначается
зеленым цветом).
обучению
грамоте
Чтение
букварю
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Вв.
по
3
Звуки [д – д’] и Уточнить
артикуляцию
1
буква Дд.
звуков [д-д ]; учить детей
дифференцировать звуки
[д-т], [д'-т']; упражнять в
проведении
звукового
анализа; познакомить с
буквой Дд.
Д/и «Придумай слова
на слог ва-, во-, ви-»
Чтение чистоговорки
со звуком [в].
Составление
предложений
с
предлогом в.
Физминутка «Ветер»
Д/и «На что похожа
буква В?»
Печатание
букв,
слогов, слов Чтение
букваря
Д/и «Отгадай загадку»
Звуковой анализ словаотгадки дождь.
Артикуляция звука и
его характеристика.
Д/и
«Подскажи
словечко»
Д/и « Договори слово»
(работа со слогами)
Пальчиковая
гимнастика «Дождь»
Д/и «На что похожа
буква Д?»
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Дд.
4
Март
Звуки [б – б’] и Уточнить
артикуляцию
буква Бб.
звуков [б - б']; развивать
фонематическое
восприятие. анализ и
синтез,
упражнять
в
составлении
схемы
предложения, деления его
на
слова,
слоги:
познакомить с образом
буквы Бб; закреплять
образы букв, готовить
руку к письму.
Печатание
букв,
слогов, слов
Чтение букваря
Д/и
«Какая
буква
спряталась?» Чтение
слоговой таблицы со
звуками [д -д'].
Работа
над
предложением (чтение
и составление схемы).
Д/и
«Доскажи
словечко»
Артикуляция звука и
его характеристика
Д/и «Где звук»
Придумывание слов со
звуками [б- б'].
Физминутка
«Буратино»
Д/и «На что похожа
буква Б?»
Печатание
букв,
слогов, слов Чтение
букваря
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Бб.
1
Звук [ж] и буква Уточнить
артикуляцию
Жж.
звуков [ж], упражнять в
дифференциации звуков
[с- ш]; закреплять умение
определять
последовательность
звуков
в
словах;
упражнять в делении слов
на слоги, определении
места звука в слове;
закреплять
названия
животных
и
их
детенышей; познакомить с
образом
буквы
Жж;
закреплять образы букв,
готовить руку к письму.
Д/и
«Какая
буква
спряталась?»
Чтение
слоговой
таблицы со звуками [б
- б'].
Слоговой анализ слова
мишутка.
Чтение чистоговорок
со звуками [с-ш].
Артикуляция звука и
его
характеристика
(звук [ж] - согласный,
всегда
твердый,
обозначается фишкой
синего цвета).
Д/и «У кого кто?»
(названия животных со
звуком [ж])
Звуковой анализ слова
жук.
Физминутка «Жук»
Д/и «На что похожа
буква Ж?»
Печатание
букв,
слогов, слов Чтение
букваря
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Жж.
Памятка
родителям
«Предупреждени
е ошибок при
чтении и письме»
Работа с детьми в
тетрадях
по
обучению
грамоте
Чтение
по
букварю
2
Звуки
[jэ]
буква Ее.
3
Буква ь.
и Познакомить с гласной
буквой Ее; показать, что в
начале слова и после
гласных она обозначает
два звукаЦэ], а после
согласных звук [э] и
обозначает
мягкость
согласного
звука.
Развивать речь детей, фонематический слух и
мелкие мышцы рук.
Познакомить с буквой ь;
показать,
что
после
согласных
звуков
он
обозначает
мягкость
согласного
звука.
Развивать речь детей,
Чтение
слоговых
столбиков.
Знакомство с новой
буквой
(показ
картинок,
буквы,
чтение стихов про нее)
Слого-звуковой анализ
слов ели, ежи, поели.
Вывод.
Слого-звуковой анализ
слов лето, дети.
Вывод.
Д/и
«Кто
внимательный?»
Д/и «Узнай звук»
Физминутка
«Если
нравится тебе..»
Печатание
букв,
слогов, слов
Чтение букваря
Чтение с доски.
Звуко - буквенный
анализ слов угол уголь.
Знакомство с буквой Ь.
Д/и
«Доскажи
словечко» Пальчиковая
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Ее.
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
фонематический слух и гимнастика Печатание предложений
мелкие мышцы рук.
букв, слогов, слов буквой Ь.
Чтение букваря
4
Мониторинг
Апрель
1
Звуки
[jа]
буква Яя.
2
Звуки
[jу]
буква Юю.
и Познакомить с гласной
буквой Яя; показать, что в
начале слова и после
гласных она обозначает
два звука [jа], а после
согласных звук [а] и
обозначает
мягкость
согласного
звука.
Развивать речь детей,
фонематический слух и
мелкие мышцы рук.
и Познакомить с гласной
буквой Юю; показать, что
в начале слова и после
гласных она обозначает
два звука [jу], а после
согласных звук [у] и
обозначает
мягкость
согласного
звука.
Чтение с доски
Д/и «Отгадай загадку»
Слого-звуковой анализ
слова язык.
Знакомство с новой
буквой
(показ
картинок,
буквы,
чтение стихов про нее)
Придумывание слов с
новой буквой.
Пальчиковая
гимнастика Печатание
букв, слогов, слов
Чтение букваря
Чтение с доски
Д/и «Отгадай загадку»
Слого-звуковой анализ
слова юла.
Д/и «Поймай звук»
Придумывание слов с
буквой Ю.
с
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Яя.
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Юю.
Работа с детьми в
тетрадях
по
обучению
грамоте
Чтение
по
букварю
3
4
Развивать речь детей, Знакомство с новой
фонематический слух и буквой
(показ
мелкие мышцы рук.
картинок,
буквы,
чтение стихов про нее)
Пальчиковая
гимнастика Печатание
букв, слогов, слов
Чтение букваря
Звуки
[jо]
и Познакомить с гласной Чтение с доски
буква Ёё.
буквой Ёё; показать, что в Д/и «Отгадай загадку»
начале слова и после Слого-звуковой анализ
гласных она обозначает слова ёжик.
два звука [jо], а после Д/и «Поймай звук»
согласных звук [о] и Придумывание слов с
обозначает
мягкость буквой Ё.
согласного
звука. Знакомство с новой
Развивать речь детей, фо- буквой
(показ
нематический слух и картинок,
буквы,
мелкие мышцы рук.
чтение стихов про нее)
Пальчиковая
гимнастика Печатание
букв, слогов, слов
Чтение букваря
Звук [ч] и буква Уточнить
артикуляцию Чтение предложения с
1
Чч.
звуков [ч ]; упражнять доски, составление его
.
детей в умении изменять схемы.
слова
с
помощью
Штриховка,
раскрашивание.
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Ёё.
Составляют
самостоятельно
схему
предложения.
Май
1
уменьшительноласкательных суффиксов;
учить детей заканчивать
слово одним звуком или
одним
слогом;
познакомить с буквой Чч;
закреплять образы букв,
готовить руку к письму.
Выделение звука из
стихотворения.
Артикуляция звука и
его
характеристика
(звук [ч'] - согласный,
всегда
мягкий,
обозначается фишкой
зеленого цвета).
Д/и «Докончи слово»
Знакомство с новой
буквой
Чч
(показ
картинок,
буквы,
чтение стихов про нее)
Пальчиковая
гимнастика Печатание
букв, слогов, слов
Чтение букваря
Заканчивают слово
одним
звуком,
слогом.
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Чч.
Звук [э] и буква Учить выделять звук [э] из
Ээ
речи.
Учить
анализировать звуковой
ряд, состоящий из двух
гласных
звуков.
Познакомить с буквами
Ээ.
Развивать
фонематический
слух,
Письмо под диктовку:
аоуиыеёяю
Д/и «Отгадай загадку,
назови первый звук
отгадки»
Артикуляция звука и
его характеристика.
Д/и
«Доскажи
словечко»
Письмо
под
диктовку
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
2
мелкую моторику пальцев Д/и «Узнай звук»
рук.
Знакомство с буквами
Ээ.
Анализ образа буквы
Д/и «На что похожа
буква Э?» Пальчиковая
гимнастика Печатание
букв, слогов, слов,
предложений
Чтение букваря
Звук [ц] и буква Уточнить
артикуляцию Д/и «Отгадай загадку,
Цц.
звуков [ц]; упражнять назови первый звук
детей в умении проводить отгадки»
анализ
предложения; Артикуляция звука и
строить предложение по его
характеристика
опорным
словам; (звук [ц] - согласный,
упражнять
в
умении всегда
твердый,
составлять
слова
из обозначается фишкой
слогов; познакомить с синего цвета).
буквой Цц; закреплять Д/и «Поймай звук»
образы букв, готовить Работа
с
руку к письму.
предложением:
анализ
и
составление схемы;
составление по
опорным словам.
предложений
буквой Ээ.
с
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Цц.
Индивидуальные
консультации
родителей
по
обучению
грамоте ребенка
Работа с детьми в
тетрадях
по
обучению
грамоте
Чтение
по
букварю
Д/и «Слоговой
аукцион»
Физминутка «Цапля»
Знакомство с новой
буквой Цц (показ
картинок,
буквы,
чтение стихов про нее)
Печатание
букв,
слогов, слов Чтение
букваря
Фонетическая зарядка
(фырчание ежа).
Артикуляция звука и
его характеристика.
Д/и
«Разложи
картинки»
Работа
с
предложениями
(составление
по
опорным словам и их
анализ).
Физминутка
Знакомство с новой
буквой Фф (показ
картинок,
буквы,
чтение стихов про нее)
-
3
Звуки [ф – ф’] и Уточнить
артикуляцию
1
буква Фф.
звуков [ф-ф ]; учить детей
дифференцировать звуки
[ф-в], [ф'-в1] в словах;
упражнять в составлении
предложений из заданных
слов; закреплять умение
делить слова на слоги; определять
последовательность
звуков
в
слове;
познакомить с буквой Фф.
Штриховка,
раскрашивание,
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Фф.
4
Звук [щ] и буква Уточнить
артикуляцию
Щщ.
звуков [щ']; учить детей
определять в слове слог
(по счету), в котором
находится
звук
[щ];
упражнять детей в умении
изменять слова с помощью
суффикса
ищ;
познакомить с буквой
Щщ; закреплять образы
букв, готовить руку к
письму.
Печатание
букв,
слогов, слов Чтение
букваря
Выделение звука из
стихотворения.
Артикуляция звука и
его
характеристика
(звук [щ'] - согласный,
всегда
мягкий,
обозначается фиш-кой
зеленого цвета).
Д/и «Измени слово»
Определение в слове
слогов со звуком [щ].
Знакомство с новой
буквой Щщ (показ
картинок,
буквы,
чтение стихов про нее)
Д/и «Слоговое лото»
Пальчиковая
гимнастика Печатание
букв, слогов, слов
Чтение букваря
Штриховка,
раскрашивание.
дорисовывание
букв.
Чтение и письмо
букв, слогов, слов,
предложений
с
буквой Щщ.
Модуль 2. Формирование элементарных математических представлений
№ Тема
1 Вводное занятие: Выявление подготовленности детей к обучению математике. Счёт предметов. Понятия
«больше» и «меньше». Работа по инструкции.
2 Понятия «один» и «много». Сравнение предметов: большой и маленький. Одинаковые по размеру, равные.
Число и цифра один.
3 Сравнение предметов: длинный – короткий, длиннее – короче; одинаковой, равной длины; широкий – узкий,
шире – уже, одинаковой, равной ширины; высокий – низкий, выше – ниже, одинаковой, равной высоты.
4 Число и цифра 2. Состав числа 2. Принцип построения натурального ряда чисел. Знакомство с задачами.
Математические знаки «+», «-», «=». Понятия: «над», «под», «перед», «за», «слева», «справа», «между».
5 Путешествие в страну часов. Экскурс в историю. Кремлёвские куранты. Устройство часов. Понятия «ровно...»,
«половина...».
6 Понятия «больше», «меньше», «равно». Знаки сравнения: >, <, =. Состав числа 2. Пара. Часы. Закрепление
понятий «больше», «меньше». Обучение работе по инструкции. Знакомство с днями недели.
7 Число и цифра 3. Понятия: целое, половина целого, деление пополам, раньше, позже, сегодня, вчера, завтра,
позавчера, послезавтра. Состав числа 3. Понятия: больше, меньше, равно, длинный, короткий, слева, справа,
между, позади, впереди. Состав числа 3. Решение задач на 3. Деление на 3 части.
8 Дни недели (закрепление).Решение задач. Понятия: раньше, позже, впереди, позади, внутри, снаружи.
Логическая игра: сравнение групп предметов. Понятия: больше, меньше, равно.
9 Геометрические фигуры: треугольник. Конструирование. Задачи на число 3. Крылатые слова и выражения с
числом 3.
10 Число и цифра 4. Логические игры. Состав числа 4. Решение задач. Логические задачи. Шар, круг и овал.
11 Углы тупые, прямые, острые. Измерение веса, объёма. Задачи на измерение. Решение задач. Деление целого на
4 части. Четверть. Задачи. Геометрические фигуры: треугольник и квадрат.
12 Конструирование. Состав чисел 3 и 4. Логические игры — поиск закономерностей. Состав числа 4.
Геометрические фигуры. Игра «конструктор». Логические игры — поиск закономерностей. Решение задач на
сравнение. Контрольные задачи осени (закрепляющий урок).
13 Число и цифра 5. Состав числа 5. Задачи. «Крылатые» выражения с числом 5. Часы. Понятия: 5 минут..., без 5
минут... Состав числа 5. Решение задач и примеров. Конструирование.
14 Число и цифра 6. Состав числа 6. Задачи и примеры. Состав числа 6. Составление задач по картинкам. Состав
числа 6. Решение задач. Части целого. Логические задачи.
15 Линии прямые, кривые, ломаные. Луч. Отрезок. Многоугольники. Геометрические фигуры. Понятия: длинный
— короткий, толстый — тонкий, тяжёлый — лёгкий, высокий — низкий. Состав числа 6. Решение задач и
примеров. Части целого. Часы. Понятия: ровно..., половина..., без пяти минут..., пять минут... Полночь. Полдень.
Упражнение на развитие памяти.
16 Обобщение знаний. Весёлый «новогодний» счёт, примеры и задачи. Логическая задача. Геометрические
фигуры — поиск закономерностей. Конструирование. Звёзды и созвездия. Мифические герои и созвездия.
Знакомство с символикой некоторых созвездий. Обучение умению соотносить схематическое изображение
предмета с художественным.
17 Решение задач и примеров на состав числа 6. Составление задач по картинке. Логическая задача.
Конструирование геометрических фигур с помощью палочек. Понятия: внутри, снаружи (вне).
18 Время суток. Логические задачи. Объёмные фигуры: шар, куб, параллелепипед. Решение задач и примеров.
19 Число и цифра 7. Дни недели. Состав числа 7.
20 Поиск логических закономерностей. Понятия «больше», «меньше». Состав числа 7. Работа с линейкой.
Логическая задача.
21 Куб и параллелепипед.
22 Времена года. Месяцы. Состав числа. Решение задач и примеров на состав числа. Логические задачи. Состав
числа 7. Решение задач и примеров. Логические задачи. Состав числа 7. Составление задач по картинкам.
Логические задачи. Решение задач и примеров на состав числа.
23 Знакомство с числом и цифрой 8. Состав числа 8. Решение задач и примеров. Совмещённое, посвящённое папам
и дедушкам.
24 Объёмные геометрические фигуры. Пирамида. Конус. Цилиндр. Призма. Шар, куб, параллелепипед
(закрепление). Состав числа 8. Логическая задача на совмещение.
25 Вертикаль и горизонталь. Состав числа 8. Решение задач. Горизонтальные и вертикальные линии. Диагональ.
Математическое занятие, посвящённое 8 Марта. Состав числа 8.
26 Деление на 2 части. Знак деления. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Состав числа 8. Логическая задача на
совмещение. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Дни недели.
27 Число и цифра 9. Логические игры. Состав числа 9. Число и цифра 9. Задачи на состав числа. Логические
задачи.
28 Цифра 0. Задачи на сообразительность.
29 Число и цифра 10. Задачи и примеры. Состав числа 10. Геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты,
четырёхугольники, ромбы, трапеции. Состав числа 10. Решение задач. Часы. Решение задач и примеров.
30 Задачи и примеры на состав числа. Логические задачи. Конструирование.
31 Время: часы, дни недели, месяцы.
32 Задачи на определение времени.
33 Числа второго десятка (11, 12...).
34 Решение задач и примеров.
35 Математические знаки. Задачи и примеры (закрепление).
36 Повторение пройденного.
Литература
1. Быкова И.А. «Вижу – читаю – пишу»
2. Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме»
3. Венгер Л., Дьяченко О., Говорова Р., Цеканская Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей
у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.
4. Волина В. Праздник числа. М.: Знание, 1993.
5. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.
6. Волина В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.
7. Дьяченко О., Агаева Е. Чего на свете не бывает. М.: Просвещение, 1991.
8. Елкина Н., Тарабарина Т. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия
развития, 1997.
9. Житомирский В., Шеврин Л. Математическая азбука. М.: Педагогика, 1984.
10.Илларионова Ю. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.
11.Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Методическое пособие «Занимательное обучение чтению»
12.Ковшиков В.А., Юрчишин В.Д. «Азбука в картинках и стихах»
13.Ладыженская Т., Николская Р., Сорокина Г. и др. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
14.Михайлова Э. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
15.Сорокина А. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982.
16.Тумачкова Г. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Просвещение, 1991.
17.Тихомирова Л. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, Академия развития, 1996.
18.Хамидулина Р. М. «Подготовка к школе. Математика»