20.05.2019
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности
01.01.2017
Очень важно мотивировать ребенка есть, одеваться, убирать игрушки. Но понятно, что мало увлечь малыша повседневными делами, нужно прежде помочь ему уверенно овладеть всеми необходимыми навыками.
Вот несколько советов обучения самостоятельности за столом.
- Когда кормите ребенка, давайте и ему в руку ложку.
- Не торопитесь кормить ребенка. Вооружив его ложкой или вилкой, ненадолго оставляйте малыша перед тарелкой каши.
- В чашку наливайте жидкости буквально на один глоток. Тогда ребенок не будет захлебываться при питье. И расплескавшийся из опрокинутой чашки компот не испугает малыша и не огорчит вас.
- Если ребенок балуется с посудой, переливает жидкости, переворачивает тарелку вверх дном – значит, ему не хватает соответствующих игр. Купите детскую посуду и покажите малышу, как кормить плюшевого медвежонка. Предложите самому попробовать, поешьте и вы с ними понарошку.
- Регулярно играйте в ванной. Пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую, узнает, что происходит с содержимым чашки, если ее перевернуть и отчего выливается вода из полной чашки.
- Предлагайте ребенку разные ложки, тарелки, чашки, поильники. Предпочтения у детей очень разные, нужно найти то, что лучше подойдет вашему малышу.
- Не забывайте про вилку (разумеется, специальную, детскую). Многим детям ее проще освоить, чем ложку.
- Пусть ребенок учится на "удобных” блюдах. Он легче справится, если придется кушать ложкой густое пюре, и накалывать вилкой не слишком твердые и не разваренные овощи. Первые успехи помогут ребенку справиться с дальнейшими трудностями. Иногда, если ребенок не протестует, берите его руку с ложкой в свою и мягко совершайте нужные действия. При многократном повторении это движение закрепится и ребенку будет проще совершать его самостоятельно.
Так же можно учить пить из чашки. Научите малыша пить из трубочки, такой навык пригодится вам на улице и в дороге. Вставьте один конец трубочки в упаковку детского сока, другой вложите в рот ребенка. Слегка надавите на упаковку. Когда небольшое количество сока попадет в рот, у малыша сработает глотательный рефлекс. Повторите нажатие, и очень скоро ребенок освоит этот процесс.
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Чем раньше начнете приучать малыша к независимости, тем легче ему будет в будущем! Не навязывайте. Не помогайте ребенку, пока он не попросит вас об этом сам. Пусть он сам решает, в какой одежде ходить дома или по каким дням убирать в комнате. Малыш постоянно обращается за помощью? Не отказывайте, но и не выполняйте всю работу сами.
Сложные задания делайте вместе. А простые, – переведите в увлекательную игру. Успеет ли малыш собрать игрушки, пока звучит его любимая песенка. Будьте терпеливы. Давайте ребенку поручения. Попросите вымыть посуду или украсить праздничный торт. Постарайтесь не вмешиваться в про-цесс, даже если он длится очень долго. И не переделывайте на глазах у крохи то, что у него не получилось. Откликайтесь на его предложение вам помочь с радостью. Несмотря на то, что в одиночку справитесь быстрее. Для того чтобы состояться как личность, малышу необходимо ощущать себя зна-чимым и полезным. Каким бы ни был результат трудов, всегда хвалите кроху за самостоятельность и поощряйте инициативу. Советуйтесь. Посещая магазин, планируя праздничный ужин или делая перестановку в квартире, спросите мнение ребенка. Так вы научите его выражать собственную точку зрения. Создайте комфорт. Крохе должно быть уютно и удобно в квартире: стульчик у раковины, маленький столик, вешалка для полотенца, прикрепленная на уровне его вытянутой вверх руки. Поддержите. Не требуйте от карапуза всего и сразу. У малыша что-то не получается? Ободрите его ласковым словом и скажите, что в следующий раз обязательно получится! Тогда ребенок не будет бояться совершать ошибки, и желание что-то делать не пропадет!
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.
При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.
Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками.
Родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения. Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.
Важной задачей при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищи. Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации, схемы движения «глаз—рука» и «рука —рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная работу еще на первом году жизни. Во время кормления ребенку необходимо надевать фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны.
Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения и он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения. Начинать обучение рекомендуется с приема твердой пищи. Затем используют густую и полужидкую пищу (каши, пюре). Вначале прививают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, бублик, сухарь, ложку и подносить их ко рту. На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки и тарелки.
Желательно, чтобы ложки, а позже вилки, которыми пользуется ребенок, имели пластмассовые рукоятки, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. Для начального обучения приему пищи лучше использовать десертную ложку. Для более удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать тол-шину, длину). При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить.
Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем. Ребенка с церебральным параличом надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи.
При обучении ребенка самостоятельному приему пиши важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой. Обучая ребенка правильно умываться, нужно прививать ему умение совершать действия в определенной последовательности. На первых этапах можно показать и объяснить самые простые действия (засучить рукава, смочить руки водой, потереть ладони). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования — учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться.
Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, т.е. с одежды, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких). Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука, вести разговор по телефону, правильно набирать номер. Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, родители должны оказывать лишь необходимую помощь.
В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении., определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.
Ребенок с церебральным параличом, поступающий в школу: должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки и молнии, снимать и надевать обувь, не путая правую и левую ногу; самостоятельно есть, пить из чашки, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и салфеткой, носовым платком, зубной щеткой, расческой; уметь мыть руки, умываться, вытираться.
Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной, адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией.
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Джонас Харриссон (Jonas Harrysson) проработал учителем около 16 лет, но в последние 5 лет он стал замечать ужасную тенденцию в поведении детей в классе. Он уже испробовал все возможные варианты сохранения дисциплины, он поощрял и отчитывал детей. Но однажды учитель со стажем осознал, что эту проблему можно решить только дома. «Я работаю с детьми 16 лет и заметил, что им особенно тяжело даются эти 3 вещи.
№1. Детям нелегко в моменты, когда им скучно… Им нужно, чтобы все время что-нибудь происходило. Пожалуйста, прекратите баловать своих детей. Это совсем не опасно, если иногда им будет скучно
. №2. Я встречал немало родителей, которые гордятся тем, что их дети научились считать и читать еще до того, как пошли в школу. Не хочется вас разочаровывать, но читать и считать они и так научатся в школе довольно быстро. Лучше вместо этого учите их с детства, как нужно играть, как быть хорошим другом и делиться с другими.
№3. Третий момент – это то, что детям тяжело выражать благодарность, как другим детям, так и взрослым. К сожалению, от сегодняшних детей вместо этого чаще можно услышать «А можно мне еще?» или «Почему только один?»
Что же случилось со «Спасибо»? Куда пропало это слово? У меня пока нет детей, но когда они будут, я обязательно научу их играть с другими, быть хорошим другом, выражать благодарность и не бояться того, что иногда бывает скучно. Когда они научатся этому, тогда я научу их считать и читать…»
Просмотров всего: , сегодня:
01.01.2017
Все уверения, что ребенка можно приучить к горшку за 1 день – наглая ложь. Эти советы не работают — попробуйте и убедитесь сами. Из того, что рассказали знакомые мамы, я сделала вывод: процесс приучения к горшку занимает в среднем около 6 месяцев. Однако, если время упущено, сроки сильно удлиняются, и в некоторых случаях — до бесконечности.
Я тут заглянула в книгу 1959 г. про младенцев. Хотела посмотреть, что писали о приучении к горшку — детали. Конечно, с 6-ти месяцев. И вообще, книга такая спокойная — разительное отличие от современных! Автор — кандидат медицинских наук М.Л.Сушкова-Ляхович «Уход за ребенком». Москва, 1959. Вот, сама узнала только теперь, что не надо подолгу держать на горшке, не надо давать игрушки. А во всех современных инструкциях наоборот: «Отвлекайте игрушкой!» — чтобы ребенок и не заметил, зачем сидел на горшке. А главное, чтобы относился к горшку несерьезно — как к еще одной игрушке. Люди старшего поколения рассказали нам о народном средстве: «Способ простой и надежный. Перед тем, как посадить малыша, горшок надо ошпарить изнутри кипятком или очень горячей водой. Детской заднице будет приятно от теплого пара, и вскоре возникнет положительный условный рефлекс». Наверное, для этого метода подойдет только металлический горшок, у пластмассовых слишком низкая теплоемкость. Выбираем и размещаем в квартире горшки. Горшки размещаются в доступе в комнатах, где ребенок проводит время. Ребенок дома ходит без памперсов, а в общественных местах и, по желанию, на ночь, носит их по-прежнему. Награды. Поощрения за сделанное «дело». Это должны быть самое сильные поощрения. Для нас это были шоколадные яйца с сюрпризами: киндер сюрпризы и аналоги, также я сама делала яйца с сюрпризами. У каждого поощрение будет свое. Формирование навыка: интервалы и подкрепления. Выбираем интервал посещения горшка в зависимости от физиологии ребенка, как часто он писает. Например, это будет 1 раз в час. Если у вас случилось подряд несколько холостых посещений горшка, уменьшайте интервал до 15 минут, чтобы не упустить возможность успешного посещения! Собственно закрепление. В соответствии с интервалом направляете ребенка посидеть несколько минут на горшке. Лучше, если он начнет это делать по вашей словесной команде, например, «иди пописай». Ребенок должен пойти, снять штаны, сесть. Через несколько минут вы ему говорите «вставай», он надевает штаны. Если он ничего не сделал - говорите спокойно "в другой раз" или "не пописал". Если пока команду не понимает, подсказывайте физически, подталкивайте к горшку, пальцем показывайте. Если не снимает штаны, начинайте снимать его руками, пусть заканчивает. Если получилось сходить на горшок - бурно хвалите и даете самое любимое поощрение. Промахи. Если малыш описался, то трогаете его руками штаны, говорите, описался, мокро, надо переодеваться. Пусть по максимуму переодевается сам, это метод естественных последствий. Естественно, никакого осуждения и негативного акцентирования быть не должно. Наблюдайте за ребенком, поведение перед отправлением начнет меняться, если за попу держится, за трусы – командуйте «на горшок».
Просмотров всего: , сегодня: